Итак. В прошлый раз мы нашли место для установки рации и собственно установили её в это место 🙂 (www.drive2.ru/cars/volksw…rnal/4035225266124030077/)
Теперь немного тонкостей о питании радиостанции и прокладке кабеля к антенне.

Начнём с радиостанции – основы подводки питания:
1. Плюс питания аппаратуры связи рекомендуется брать с плюсовой клеммы аккумулятора.
2. Минус питания на радиостанцию (и усилитель) следует брать с кузова (желательно с винта или болта с полноценной резьбой непосредственно с кузова, а не с детали сидящей на кузове) проводом минимально удобной длины. (Существует распространенная ошибка тянуть на аппаратуру связи минус с клеммы аккумулятора.)
3. Любой провод, подключенный к плюсовой клемме аккумулятора, должен быть обязательно защищен предохранителем. Согласно нормативам, длина провода от плюсовой клеммы аккумулятора до предохранителя не должна превышать одного фута. Ток предохранителя не должен превышать максимально допустимый ток нагрузки провода выбранного Вами сечения.
Помните, что невыполнение рекомендаций этого пункта создает риск для здоровья и жизни не только Вас, но и Ваших пассажиров.
4. Для того, чтобы свести к минимуму потерю напряжения питания в проводе, следует выбирать провод большого сечения:
при питании голой станции и длине провода до 2,5 м — 1 мм.кв, свыше 2,5 м — 1,5 мм.кв;
предохранитель 5-10 А (учитывая наличие штатного предохранителя радиостанции)
при наличии в цепи усилителя, сечение провода должно быть от 1,5 мм.кв до 4 мм.кв в зависимости от длинны кабеля.
5. Радиостанцию и усилитель рекомендуется запитывать с одного плюсового провода и не подключать к нему больше никакие потребители (особенно это касается потребителей, "шумящих" в радиочастотном диапазоне, например аудиоусилителей).

Теперь о прокладке кабеля под антенну:
Покупая автомобильную антенну на гражданский диапазон, Вы всякий раз бываете невольно обмануты продавцами, так как одна половина этой антенны у Вас уже есть — это кузов машины. Вы покупаете не более чем еще пол-антенны.
Устанавливая Вашу покупку на машину, Вы собираете антенну в единое целое, и, обеспечивая хорошую массу в точке установки антенны, фактически, подключаете к радиостанции ту ее часть, которая была у Вас изначально — кузов машины. Но магнитка электрически не подключена к нему в точке установки. Тем не менее, кузов также является противовесом магнитки, и электрически связанным с ней быть обязан по "условиям игры". Емкостной связи магнита с кузовом на частотах гражданского диапазона решительно для этих целей не хватает, но, тем не менее, выход из положения есть. Подобный способ "подключения" второй половины магнитки в виде кузова Вашей машины вызывает ряд проблем. Например, антенна, установленная на магнит, будет всегда проигрывать аналогичной антенне, установленной стационарно (с полноценной массой в точке установки), где-то 3 дБ, что по влиянию на дальность связи будет эквивалентно снижению Вашей выходной мощности и выходной мощности передатчиков тех, с кем Вы ведете радиообмен, вдвое. К слову, эта мощность далеко не сразу "уходит в тепло". Предварительно она в изрядной степени излучается антенным кабелем внутри салона машины и наводится на провода бортовой сети, датчики и т.п., иногда вызывая довольно забавные эффекты при работе на передачу.
При работе на прием, антенный кабель магнитки склонен собирать всю радиочастотную помойку с бортсети машины, что также неизбежно губит дальность связи.
Параметры магнитки (в том числе и КСВ) крайне нестабильны и зависят фактически от того, как Вы поставили антенну (плюс-минус 10 см от точки настройки уже замечательно видно по прибору) и проложили по салону кабель. Способ прокладки кабеля влияет на настройку в значительной степени, но от него также непредсказуемо зависит величина взаимонаводок аппаратуры связи и бортсети машины. Кабель должен лежать как можно прямее, не образовывая витков. Ни в коем случае нельзя сворачивать кабель магнитки в бухту.
В конце концов, магнитка просто царапает крышу. Причем при врезке антенны сверлится отверстие в 12 мм, а от магнита остается ободранное пятно в добрых 20 см диаметром… В принципе, можно наклеить пленку на место предполагаемой установки магнитки, если Вы еще не успели его ободрать.
И еще одно: магнитная антенна безобразно стыкуется с усилителем.
Если несмотря на все негативные стороны эксплуатации магниток Вы, тем не менее, выбираете такой вариант установки антенны, вот нехитрое устройство, позволяющее это сделать: ВЧ-отглушка.
Оптимальная длинна кабеля для магнитной антенны — 360-390 cм. Произвольное изменение этой длины, как показывает практика, ведет к потере работоспособности магнитной антенны и невозможности ее настроить. При удлинении или укорочении кабеля желательно ставить эту самую отглушку в цепь между старым проводом антенны и новым (либо между усилителем и антенной).
Для этого нам нужно ферритовое кольцо:

Моё внешним диаметром 2,3мм, внутренним – 1,4 мм. Если покупать, то берите проницаемостью 100-2000, диаметр кольца 20-40 мм. Этого вполне хватает чтобы 4 раза провести кабель через него.
Пропускаем через него провод от 3х до 5ти раз:

Но прежде чем посадить разьём PL (его можно взять фланцевый PL 259) нам необходимо хорошо прикрутить/припаять ещё один проводок либо к разьёму (внешней части) либо к внешней оплётке коаксиального кабеля. Проводок должен быть потолще и покороче. Получается примерно так:

Усаживаем всё это дело в термоусадочную трубку, можно даже в несколько слоёв дабы всё держалось очень крепко.
На этом конструирование ВЧ-отглушки закончено. Прозваниваем тестером наш дополнительный проводок, нет ли контакта на центральную жилу, прозваниваем весь кабель по концам и ставим всё в авто. Теперь можно менять длину кабеля от рации до антенны произвольно. Проводок который мы вывели отдельно необходимо крепко посадить на какую-нибудь гайку, чтобы был хороший контакт с массой.
Также по совету MWebber можно поставить ферритовое колечко на питание радиостанции. Я пока до этого не дошёл, но скоро попробую сделать, а то в рации слышен небольшой еле заметный фон при росте оборотов.
Не забудьте купить ещё PL разьём типа "папа" для другого конца кабеля, который пойдёт в рацию/усилитель.

(Материал взят с сайта forum.ci-bi.ru/ автор: Кабан)

В следующий раз будем настраивать КСВ антенны.

До того как мобильные телефоны стали популярными в 1990-х годах, рации были самым эффективным способом обмена информацией по короткому и среднему диапазонам. Они по-прежнему широко используются сотрудниками полиции, военными, организаторами общественных мероприятий и путешественниками. Каждый пользователь этого необычного устройства должен уметь его правильно применять и знать, как настроить рацию.

История создания рации

В 1937 году канадский ученый Дональд Хингс (1907–2004) изобрел радиостанцию, первоначально называемую радиостанцией с двусторонним движением. Примерно в то же время свое изобретение запатентовал американский изобретатель Альфред Гросс (1918–2000). Оба изобретения были разработаны для военного использования во время Второй мировой войны. Изобретатели продолжали работать над усовершенствованием своих моделей всю свою жизнь.

Гроссу приписывают изобретение пейджеров, которые были популярным способом связи, прежде чем мобильные телефоны стали общепринятыми. Хингс разработал многочисленные усовершенствования для радио, радиолокационных, магнитных наземных, съемочных устройств и оборудования для измерения загрязнений воздуха. Всего у него 39 различных изобретений, запатентованных в США.

Конструкция беспроводного переговорного устройства

Рации – это портативные радиоприемники, которые сообщаются между собой по беспроводной сети с использованием радиоволн одного частотного диапазона. Каждый блок с батарейным питанием содержит передатчик/приемник и антенну для отправки и приема радиоволн, громкоговоритель и микрофон. Когда пользователи разговаривают по рации, они используют кнопку Push-to Talk (PTT).

Громкоговоритель/микрофон работает так же, как и домофон, так как содержит те же самые компоненты (катушку провода, магнит и бумажный или пластиковый конус для подбора или генерации звуков). Можно использовать одно устройство для выполнения этих двух задач, переключая электрическую цепь и реверсируя ток. Более сложные рации, например модель Motorola, содержат отдельные громкоговорители и микрофоны.

Применение рации

Группа людей, которые используют рации для общения друг с другом, должна настраиваться на один частотный канал. Когда кто-то хочет поговорить с другим человеком, он держит кнопку Push-to-Talk на своем устройстве. В радио громкоговоритель переключится на микрофон. Когда пользователи вступают в диалог, их слова преобразуются в радиоволны и передаются по заранее установленному каналу (обычно на частоте около 460 МГц).

Поскольку радиоволны являются частью электромагнитного спектра, они движутся со скоростью света (300 000 км/сек или 186 000 миль в секунду), поэтому волны мгновенно захватываются другими мобильными телефонами. Радиоволны преобразуются обратно в колебания электрических токов, а громкоговорители используют их для воспроизведения звука голоса говорящего. Когда разговор завершился, то отпускается кнопка Push-to-Talk. Радио переключается обратно в режим прослушивания. В отличие от обычного радиоприемника, рация — это двустороннее радио, это нужно понимать перед тем, как настроить рацию.

Коммуникационные устройства подразделяются на:

  1. Полудуплексные, когда существует один канал. Общение происходит только в одном направлении.
  2. Полнодуплексные. Можно разговаривать и слушать одновременно.

Преимущества и недостатки рации

  1. Уличные радиостанции прочные и простые в пользовании.
  2. Удобные в тех местах, где покрытие сети сотовых телефонов плохое или недоступно, например в случаях стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций.
  3. Удобны в ситуациях, когда много людей должны слушать, и только один – говорить.
  4. Обладают малым весом (всего 100–200 г), работают на приличном расстоянии и площади, обычно 5–10 квадратных километров.
  5. Имеют длительное время автономной работы, 20 часов на 3–4 перезаряжаемых или щелочных батареях.
  6. Многоканальные, обычно имеют несколько каналов, от 8 до 25 или более, поэтому их можно легко переключить на другую частоту, если другие люди используют поблизости рации.
  7. Некоторые рации могут также использоваться в качестве домофонов.
  1. Большинство недорогих раций подвержены помехам и относительно легко прослушиваются, более дорогие цифровые устройства обходят это негативное вмешательство. Пока только военные рации используют надежное шифрование для преодоления прослушивания.
  2. Не предназначены для связи в более длинных диапазонах, для чего понадобится нечто вроде радио CB или мобильного телефона.

Конструктивные особенности

  1. Антенна: посылает и принимает радиоволны.
  2. ЖК-дисплей: показывает номер канала, оставшееся время автономной работы и т. д.
  3. Монитор: переключает радиостанцию в режим мониторинга, поэтому ее можно использовать в качестве устройства для прослушивания или игрового монитора.
  4. Кнопки выбора меню (отмечены символами «плюс» и «минус»). Кнопка меню: применяется для изменения функций и настроек. Также можно использовать для блокировки клавиатуры, чтобы предотвратить случайное изменение канала или других настроек, когда радио находится в кармане.
  5. Громкоговоритель.
  6. Кнопка Push-to-Talk (PTT).
  7. Включение/выключение и регулировка громкости.
  8. Светодиодный индикатор показывает, когда каналы заняты.
  9. Микрофон.
  10. Сигнал передачи: посылает тональные сигналы другим радиостанциям на том же канале, предупреждая их, что пользователь хочет поговорить.

Программное обеспечение для настройки радиосвязи

Перед тем как настроить рацию Baofeng, надо тщательно изучить инструкцию завода- изготовителя.

  1. Зарядите аккумулятор. Согласно руководству, это займет около 5 часов. Не удивляйтесь, когда через несколько часов светодиод переключится на зеленый, вопреки тому что говорится в руководстве, некоторые батареи бывают частично заряженными. Имейте в виду, что литий-ионная батарея будет иметь полную мощность только после того, как ее полностью зарядили/разрядили, по крайней мере, три раза подряд.
  2. Сбросьте предустановленные настройки.
  3. Включите UV-5R, нажмите кнопку «Меню», введите «40» и снова «Меню». На дисплее появится «Сбросить все».
  4. Еще раз нажмите кнопку «Меню», чтобы подтвердить свой выбор.
  5. Сделайте это быстро, чтобы удалить все данные заводской настройки.
  6. В последних версиях был добавлен китайский голос и, к сожалению, по умолчанию он появляется после сброса. Можете изменить язык на русский в меню 14.

Установка расстояния между каналами

  1. Выберите меню 1 (шаг, расстояние между каналами).
  2. Опции: 2,5 кГц, 5 кГц, 6,25 кГц, 10 кГц, 12,5 кГц, 25 кГц. По умолчанию: 2,5 кГц. Какое расстояние выбирать между каналами, зависит от страны нахождения.
  3. Проверьте диапазоны своей страны, перед тем как настроить рацию. Например, в Европе 12,5 кГц будет хорошо работать на УКВ. Примечание. Вам необходимо запрограммировать расстояние между каналами дважды: один раз для УКВ, один раз для УВЧ.
  4. Нажмите клавишу Band, чтобы переключиться.
  5. Переключиться на VFO A.
  6. Выберите VHF/UHF, используя клавишу Band. Выберите частоту, которую хотите сохранить.
  7. Нажмите «Меню», введите «27» и снова «Меню».
  8. Выберите свободную ячейку (001-126) с помощью клавиши.
  9. Снова нажмите «Меню», нажмите кнопку «Выход».
  10. Переключитесь в режим памяти, нажав клавишу VFO/M, и проверьте работу.

Ручное программирование Baofeng с клавиатуры

Baofeng UV-5R является одной из самых популярных портативных моделей раций двойного диапазона на мировом рынке. Они компактные, функциональные и очень недорогие. Один недостаток, у многих пользователей – новичков в программировании портативных устройств, вызывает сложность правильная настройка рации этой марки.

Конечно, есть неплохая программа CHIRP, и если под рукой находится компьютер и переходной кабель, то программирование и ввод всех данных для 128 каналов не составит труда. Но если пользователь в дороге, ему нужно научиться, как настроить волну на рации вручную.

Последовательность ручного программирования:

  1. Нажать [VFO/MR] и войти в режим частоты.
  2. Нажать [A/B] и выбрать сторону A (верхний дисплей). Сторона A должна использоваться для программирования каналов в радио. Данные программирования, введенные на стороне B (нижний дисплей), не будут сохранены.
  3. Нажать [BAND] для диапазона частот.
  4. Переключить [BAND], чтобы выбрать 136 МГц (УКВ) или 470 МГц (УВЧ). Если для частоты, введенной на шаге 5, выбрана неправильная полоса, радиостанция отменит операцию.
  5. Отключить TDR (Dual Watch/Dual Standby). Нажмите [MENU] 7 [MENU], нажимайте клавиши со стрелками вверх/вниз. OFF [MENU] [EXIT].
  6. Настоятельно рекомендуется отключить TDR при программировании непосредственно с радио, перед тем как настроить рацию Baofeng UV-5R
  7. Введите частоту.
  8. Используйте клавиатуру для ввода частоты в радио.

Настройка канала ретранслятора

Иногда пользователю непонятно, как настроить рацию UV-5R в режиме ретранслятора.

Ручное программирование канала ретранслятора:

  1. Нажмите [VFO/MR] и войдите в режим частоты, выберите верхний дисплей. Подобно симплексным каналам, сторона A должна использоваться для программирования каналов ретранслятора в радио. Данные программирования не будут сохранены на стороне B.
  2. Нажать [BAND] для диапазона частот Toggle [BAND], чтобы выбрать 136 МГц (УКВ) или 470 МГц (УВЧ). Если никаких предыдущих кодов не существует или при настройке канала в первый раз, когда никаких кодов не требуется, установите пункты меню, перечисленные ниже, в положение ВЫКЛ.RX DCS — [MENU] 10 [MENU] [enter 0 (OFF)], [MENU] [EXIT]RX CTCSS — [MENU] 11 [MENU] [enter 0 (OFF)], [MENU] [EXIT]TX DCS — [MENU] 12 [MENU] [enter 0 (OFF)], [MENU] [EXIT]TX CTCSS — [MENU] 13 [MENU], [enter 0 (OFF)] [MENU] [EXIT].
  3. Отключить TDR (DualWatch / Dual Standby).
  4. Нажать [MENU] 28,нажимайте клавиши со стрелками вверх / вниз, чтобы выбрать номер канала, далее [MENU] [ВЫХОД].
  5. Настоятельно рекомендуется отключить TDR при программировании непосредственно с радио.
  6. Введите частоту перед тем, как настроить рацию.
  7. Используйте клавиатуру для ввода частоты в радио. Введите смещение частоты повторителя.
  8. Нажать [MENU] 26 [MENU] и введите смещение для ретранслятора 2 или 70 см, далее [MENU] [EXIT].
  9. Ввести сдвиг частоты передачи.
  10. Нажать [MENU] 25 [MENU], введите 1 для положительного сдвига или 2 для отрицательного сдвига, далее [MENU] [EXIT].
  11. Ввести выходную частоту ретранслятора.
  12. Использовать клавиатуру для ввода частоты в радио.
  13. Назначить частоту приема в тот же канал на шаге 6.[MENU] 27 [MENU], введите номер канала XXX, далее [MENU] [EXIT].
  14. Нажать кнопку [* Scan], чтобы активировать обратный режим и отобразить частоту передачи.
  15. Назначить частоту передачи каналу.
  16. Нажать [MENU] 27 [MENU], введите один и тот же канал памяти на шаге 12, далее[MENU] [EXIT].
  17. Нажмите кнопку [* Scan], чтобы выйти.

Чтобы добавить больше каналов, нужно повторить описанные выше шаги. Если эти пошаговые инструкции выполняются правильно, пользователь имеет возможность запрограммировать все 128 каналов (000-127) в Baofeng UV-5R.

Выбор устройства для дальнобойщиков

Лучшее радио CB для дальнобойщиков — Uniden BEARCAT 880 Bearcat CB Radio. Uniden — очень уважаемый бренд в мире радио CB и одна из их самых современных моделей, которая поставляется со многими мощными функциями.

Настроить рацию на дальнобойщиков очень просто. Радио CB обеспечивает 40-канальную работу и микрофон с шумоподавлением, который позволяет эффективно устранять фоновый шум.

Uniden добавил дополнительный длинный микрофонный шнур и обеспечивает динамическое управление шумоподавлением. Возможно, одной из наиболее привлекательных особенностей будет режим боковой полосы (SSB), который редко встречается на малых CB-радиостанциях. Четкое подключение возможно, и для еще большей свободы радио может быть сопряжено с беспроводным микрофоном.

Благодаря доступному погодному каналу NOAA, с этим радио CB можно получать обновления при изменении погодных условий, красочный дисплей, который обеспечивает высокий уровень видимости благодаря семицветной подсветке. Чтение и настройка настроек Bearcat – очень простые, поэтому водитель сможет лучше сосредоточиться на дороге.

Настроить прием на волну дальнобойщиков

Только правильно подобранная антенная система обеспечит максимальную передачу мощности от 50-омной линии передачи к излучающему элементу. Uniden имеет все функции, с которыми нужно ознакомиться перед тем, как настроить рацию на волну дальнобойщиков и выбрать подходящую антенну для реальных условий. Антенна обычного типа может использоваться для установки на автомобиле.

  1. Подключение шнуров питания к клемме дополнительного устройства зажигания.
  2. Установить трансивер в любом 12-вольтовом двигателе с отрицательной землей. С отрицательной системой заземления отрицательный (-) аккумуляторный терминал обычно подключается к блоку двигателя автомобиля.
  3. Подключить красный шнур питания постоянного тока от трансивера к положительной (+) клемме аккумулятора или к другой удобной точке.
  4. Подключить черный шнур питания к шасси автомобиля или к отрицательной клемме аккумулятора (-).
  1. Нажать MENU/OK, чтобы активировать меню.
  2. Повернуть селектор каналов, пока не отобразится DIAG.
  3. Нажатье MENU/OK, чтобы перейти на уровень DIAG. С уровня DIAG можно проверить уровни мощности батареи, на соответствие антенн и уровни мощности радиочастоты, чтобы дополнительно настроить частоты рации.

Uniden ориентирован на опытного водителя, учитывая руководство пользователя, которое подробно объяснит все функции радио CB. Еще одна изумительная вещь — это включение в комплект адаптера кабеля, который помогает подключать микрофоны других брендов. Единственная небольшая жалоба на эту рацию — относительно большой размер.

При выборе антенны основными критериями были :
-надежность
-хороший приём и передача
-положительные отзывы пользователей

Всем этим требованиям отвечала антенна LEMM 2001 TURBO. Только вот подделок на неё, в последнее время, очень много. А так как в рейтинге антенн сразу после LEMM 2001 Turbo на втором месте Optim CB 2001, да ещё и цена на 500 рубэнов меньше, то выбор пал именно на неё!

Полный аналог LEMM’а и по характеристикам ни чуть не уступает. Длина 2 метра. Оказалась довольно большой, мощной и увесистой. Одна из самых лучших, продаваемых сейчас на рынке!

Но просто подключить в прикуриватель рацию и поставить антенну — не мой метод!Идём по сложному пути!
Для начала монтируем разъём для быстрого разъединения питания рации и проводку к АКБ! Плюс тянем напрямую от АКБ через предохранитель, а минус берем в самом ближайшем месте к рации с болта от кузова.