Резьбовое соединение / Момент затяжки Нм (кгс·м)

Болты крепления крышек коренных подшипников:

Вертикальные 430–470 (43–47)

Горизонтальные 100–120 (10–12)

Болт крепления ступицы коленчатого вала 431–490 (44–50)

Болты крепления крышек шатунов 200–220 (20–22)

Болты крепления картера маховика 100–125 (10–12,5)

Болты крепления маховика:

с пластинами стопорения под два болта 200–220 (20–22)

с пластиной под все болты 235–255 (24–26)

Болты крепления кронштейна передней опоры двигателя 90–110 (9–11)

Боты крепления верхней крышки блока цилиндров 25–32 (2,5–3,2)

Гайки шпилек крепления головки цилиндров 240–260 (24–26)

Гайки крепления осей коромысел 120–150 (12–15)

Болт скобы крепления стартера 70–90 (7–9)

Болты крепления кронштейнов стартера 45–62 (4,5–6,2)

Гайки скоб крепления форсунок 50–62 (5–6,2)

Гайка крепления муфты опережения впрыска 130–150 (13–15)

Штуцеры топливного насоса высокого давления 100–120 (10–12)

Гайки распылителей форсунок 60–80 (6–8)

Штуцер форсунки 8–10 (8–10)

Гайка крепления шестерни распределительного вала 270–300 (27–30)

Гайка крепления ведомой шестерни привода топливного насоса 140–180 (14–18)

Резьбовые соединения муфты привода топливного насоса высокого давления:

болты крепления пластин к ведомой полумуфте 32–40 (3,2–4)

остальные 44–60 (4,4–6,0)

Гайка оси шкива натяжного устройства привода пневмокомпрессора 120–150 (12–15)

Гайка болта-натяжителя натяжного устройства привода компрессора 10–20 (1–2)

Гайки регулировочных винтов коромысел 44–56 (4,4–5,6)

Болты крепления масляного насоса 90–100 (9–10)

Пробка сливная масляного картера 140–160 (14–16)

Болты крепления топливного насоса высокого давления 28–36 (2,8–3,6)

Гайки топливопроводов высокого давления 18–25 (1,8–2,5)

Болты крепления турбокомпрессора 36–44 (3,6–4,4)

Болты крепления выпускных коллекторов 36–44 (3,6–4,4)

Болты крепления топливопроводов низкого давления:

Болты крепления картера сцепления к картеру коробки передач 137–157 (14–16)* / 216–245 (22–25)**

Болты крепления картера сцепления к картеру маховика: М12 = 70–80 (7–8)

Болты крепления проставки к картеру основной коробки 123–157 (12,5–16)

Болты крепления картера демультипликатора к проставке:

предварительная затяжка 20–30 (2–3)

окончательная затяжка 79–98 (8–10)

Болты крепления верхней крышки картера основной коробки 35–49 (3,6–5)* / 49–54 (5,0–5,5)**

Оси вилки переключения демультипликатора 118–128 (12–13)

Болты крепления крышки первичного вала 23,5–35 (2,4–3,6)

Болты крепления муфты зубчатой низшего диапазона к проставке 49–55 (5–5,6)

Болт крепления фланца выходного вала 431–490 (44–50)

* — для коробок передач типа ЯМЗ-238ВМ и ЯМЗ-2381;

** — для коробок передач типа ЯМЗ-239.

Для уравновешивания двигателя и разгрузки коренных подшипников от инерционных сил движущихся масс поршней и шатунов и неуравновешенных центробежных сил на щеках коленчатого вала установлены противовесы, в сборе с которыми вал балансируется. Кроме того, в систему уравновешивания входят две выносные массы, одна из которых выполнена в виде выемки на маховике, закрепленном на заднем конце коленчатого вала, другая представляет собой противовес, установленный на переднем конце коленчатого вала.

Осевая фиксация вала осуществляется четырьмя бронзовыми полукольцами, установленными в выточках задней коренной опоры. Для предохранения от проворачивания нижние полукольца своими пазами входят в штифты, запрессованные в крышку заднего коренного подшипника.

Носок и хвостовик коленчатого вала уплотняются резиновыми самоподжимными манжетами.

На передний конец коленчатого вала напрессована шестерня коленчатого вала и передний противовес, закрепленный гайкой момент затяжки 176,4 — 294 Нм (18 — 30 кгс·м).

Коленчатый вал двигателей ЯМЗ-238БЕ2, ЯМЗ-238ДЕ2 имеет конус на переднем конце. На конус устанавливается ступица, на которой закрепляются жидкостный гаситель крутильных колебаний и шкив. При ремонте двигателя следует помнить, что удары и вмятины на гасителе крутильных колебаний выводят его из строя, что неизбежно приведет к поломке коленчатого вала. Хранить и транспортировать гаситель следует только в специальной таре в вертикальном положении.

На двигатели ЯМЗ-238БЕ, ЯМЗ-238ДЕ устанавливается коленчатый вал 238БЕ-1005009 (маркировка 238Н-1005015-У), а на двигатели ЯМЗ-238БЕ2, ЯМЗ-238ДЕ2 — коленчатый вал 238ДК-1005009-30 (маркировка 238ДК-1005015-30).

Маркируется коленчатый вал в поковке на 5-й щеке.

Шейки коленчатого вала могут быть двух номинальных размеров и поэтому возможны следующие варианты маркировки и применение соответствующих им вкладышей.

238ДК – 1005015-30 или 238Н – 1005015-У 238ДК – 1005015-30 Ш1 или 238Н – 1005015-У Ш1 238ДК – 1005015-30 К1 или 238Н – 1005015-У К1 238ДК – 1005015-30 Ш1К1 или 238Н — 1005015-У Ш1К1

Примечание: Буквы «ДК», «Н», «У», «Ш», «К» и цифры «30», «1» клеймятся при маркировке ударным способом.

Маховик отлит из серого чугуна. Маркирован маховик в выемке на нерабочей поверхности в отливке. На двигатели могут быть установлены маховики следующих видов:

− 238-1005115-К (под зубчатый венец с модулем 4,25);

− 238-1005115-Н (под зубчатый венец с модулем 3,75).

Данные маховики в сборе с зубчатыми венцами между собой невзаимозаменяемы.

Маховик 238-1005115-К (под зубчатый венец с модулем 4,25) устанавливается со стартером модели 2501.3708-01, а маховик 238-1005115-Н (под зубчатый венец с модулем 3,75) – со стартером модели 2501.3708-21.

Маховик крепится к коленчатому валу болтами. Под болты устанавливается стальная пластина высокой твердости (одна под все болты). Отсутствие самоотворачивания болтов обеспечивается моментом затяжки 235-255 Н·м (24-26 кгс·м). Для точной фиксации маховика относительно шеек коленчатого вала служат два штифта, при этом, отверстия с маркировкой на маховике и на пластине должны совпадать со смещенным штифтом на коленчатом вале. Смещенный штифт расположен в плоскости первого кривошипа. Маркировка на пластине в виде точки должна быть снаружи.

Двенадцать радиальных отверстий в маховике предназначены для проворачивания коленчатого вала при регулировках двигателя. Доступ к отверстиям возможен при снятой крышке нижнего люка картера маховика.


Рис. 3 — Шатун стальной, двутаврового сечения, с косым разъемом нижней головки.

Шатун окончательно обрабатывается в сборе с крышкой, поэтому крышки шатунов невзаимозаменяемы. На крышке и шатуне со стороны короткого болта выбит порядковый номер цилиндра, а со стороны длинного болта выбиты метки спаренности в виде числа, одинакового для шатуна и крышки.

В нижнюю головку шатуна устанавливаются сменные вкладыши, а в верхнюю — запрессована сталебронзовая втулка.

Втулка обрабатывается после запрессовки в шатун.

На двигатели ЯМЗ-238БЕ2, ЯМЗ-238ДЕ2 устанавливаются шатуны 7511.1004045-02 (маркировка на стержне 7511.1004045), у которых увеличено на 15 мм расстояние между осями отверстий в верхней и нижней головках, скосы на верхней головке, увеличен до 52 мм диаметр отверстия под поршневой палец и отсутствует масляный канал в стержне.

В верхнюю головку шатуна запрессована сталебронзовая втулка 7511.1004052-21 с наружным диаметром 56 мм.

На двигатели ЯМЗ-238БЕ, ЯМЗ-238ДЕ устанавливаются шатуны 236-1004045-Б3 (маркировка 236-1004045-Б2) с масляным каналом в стержне.

В верхнюю головку шатуна запрессована сталебронзовая втулка 840.1006026-10 с наружным диаметром 54 мм.

Вкладыши коренных подшипников коленчатого вала и нижней головки шатуна (рис. 4) – сменные, тонкостенные, имеют стальное основание и рабочий слой из свинцовистой бронзы.


Рис. 4

Верхний и нижний вкладыши коренного подшипника коленчатого вала не взаимозаменяемы. В верхнем вкладыше имеются отверстие для подвода масла и канавка для его распределения.

Вкладыши нижней головки шатуна взаимозаменяемы.

На двигателях ЯМЗ-238БЕ, ЯМЗ-238ДЕ через отверстие во вкладыше масло подводится к втулке верхней головки шатуна и поршневому пальцу.

ОЧИСТКА ПОЛОСТЕЙ ШАТУННЫХ ШЕЕК

При каждом снятии коленчатого вала с двигателя очистить полости шатунных шеек, предварительно удалив заглушки 2 (рис. 4), которыми закрыты полости. Заглушки заменить новыми, их повторное использование не допускается.


Рис. 5

Перед установкой заглушек запилить вспучивание металла у кромок отверстий от предыдущей раскерновки, промыть вал и продуть масляные каналы. Заглушки запрессовать на глубину 5–6 мм от кромки отверстия, после чего раскернить внутри отверстия в трех точках, равнорасположенных по окружности, для предотвращения самопроизвольного выпрессовывания заглушек.

УСТАНОВКА КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА НА ДВИГАТЕЛЬ

При установке коленчатого вала на двигатель обеспечить соответствие размеров вкладышей подшипников размерам шеек вала (см. таблицу).

Перед установкой обеспечить чистоту наружных поверхностей и внутренних полостей коленчатого вала и других сопряженных поверхностей. Смазать шейки и рабочие поверхности чистым моторным маслом.

Для облегчения установки маховика в правильное положение относительно коленчатого вала на ступице маховика нанесена цифра «8» для восьмицилиндровых двигателей, которую при сборке совместить с цифрой «2» на торце коленчатого вала.

Крышки коренных подшипников не взаимозаменяемы; при их установке следить, чтобы клеймо на крышке соответствовало клейму на блоке.

Затяжку крышек коренных подшипников начинать с вертикальных болтов и затягивать в два приема с крутящим моментом после повторной затяжки 430…470 Нм (43…47 кгс·м), затем затянуть в два приема горизонтальные болты с окончательным моментом затяжки 90…120 Нм (9…12 кгс·м).

Перед затяжкой заднего упорного коренного подшипника выровнять осевой зазор, для чего, слегка притянув болтами крышку подшипника, перемещать коленчатый вал вперед-назад в осевом направлении до упора при помощи ломика сначала вперед, затем назад, выравнивая положение крышки. Затянув болты, проверить щупом осевой зазор. Он должен быть одинаковым с обеих сторон крышки.

ЗАМЕНА ШЕСТЕРНИ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА

Шестерню коленчатого вала можно заменить без снятия коленчатого вала с двигателя.


Рис. 6

Снять шкив привода. Для снятия ступицы со шкивом и гасителем с конического конца коленчатого вала восьмицилиндрового двигателя использовать съемник, показанный на рисунке 6. При снятых шкиве и передней крышке блока передний противовес и шестерню спрессовать с помощью съемника. Перед установкой шестерню и передний противовес нагреть до температуры 105…155ºС и последовательно подпрессовывать их до упора с помощью специального приспособления.

Сталь 40Х ГОСТ 4543-71 Закалить, отпустить 34…39 HRCэ

Все необходимые детали можно приобрести в нашем каталоге

Блок цилиндров устанавливают на стенд (см. рис. 5), закрепив его фиксирующими штифтами за четыре отверстия блока. Болтами с пружинными шайбами закрепляют кронштейн стартера. В отверстия блока ввертывают резьбовые пробки и угольник отвода масла к компрессору. Пробки и угольник ставят на нитрошпаклевке, сурике или свинцовых белилах. Затем при помощи оправки (рис. 108, а) запрессовывают сальник вала привода топливного насоса, выдержав расстояние 69 мм от торца гнезда под передний подшипник до сальника. Используя предохранительную оправку (рис. 108, б), устанавливают ведомую шестерню привода топливного насоса в сборе с валом и подшипниками. Болты крепления упорного фланца стопорят отгибанием краев замковых шайб на грани болтов. Монтаж толкателей производится в следующем порядке. В расточку задней перегородки блока цилиндров 8 устанавливают заднюю

втулку 6 (рис. 109); в заднюю втулку вставляют крайнюю ось 7 с надетыми на нее толкателями 2 и распорной втулкой 3 и ставят промежуточную втулку 5 осей толкателей. Аналогично устанавливают другие оси в сборе с толкателями и их втулки. Толкатели должны проворачиваться на осях легко, без заеданий. При установке распределительного вала в сборе с шестернями и упорным фланцем обеспечивают совпадение меток на ведущей 5 (см. рис. 54) и ведомой шестернях привода топливного насоса. Упорный фланец вала привертывают, подложив под головки болтов замковые шайбы. Фланец должен перекрывать отверстие под

ось в передней втулке оси толкателей. Окружной зазор а в зацеплении шестерен должен быть 0,09—0,22 мм. После монтажа необходимо отогнуть края замковых шайб на грани болтов.

Сняв крышки коренных подшипников коленчатого вала, протирают плоскости разъема и постели под вкладыши, ставят вкладыши и крышки коренных подшипников на место и, смазав вкладыши дизельным маслом укладывают коленчатый вал, обеспечив совпадение меток на шестерне 3 коленчатого вала и шестерне 4 распределительного вала. Вкладыши с отверстиями и канавками устанавливаются в гнезда блока. Ремонтный размер вкладышей коренных подшипников должен соответствовать ремонтному размеру коренных шеек коленчатого вала.

Затем в выточки задней коренной опоры блока устанавливают упорные полукольца коленчатого вала так, чтобы стороны колец с канавками прилегали к упорным торцам вала, проверяют выступание штифтов над привалочной плоскостью упорных полуколец в задней крышке (6,2—6,8 мм) и ставят упорные полукольца в крышку канавками к упорным торцам коленчатого вала.

Смазав дизельным маслом вкладыши, уложенные в крышки коренных подшипников, ставят крышки в соответствии с маркировкой. Порядковый номер крышки должен совпадать с номером опоры, на блоке, при этом клейменая сторона крышки должна быть обращена к левому ряду цилиндров. Нумерация опор на блоке начинается от переднего торца.

Болты крепления крышек коренных подшипников, кроме задних, начиная со средней и кончая крайними, затягивают в два приема (момент 30—32 кгс-м). Перед затяжкой заднего коренного подшипника необходимо, слегка подтянув болтами крышку, перемещать коленчатый вал взад-вперед, выравнивая положение крышки, и только после этого затянуть болты. Все болты следует попарно зашплинтовать, туго, но без надрывов натянув шплинт-проволоку. Концы проволоки не должны выступать за торцы крышки. После затяжки болтов суммарный осевой зазор между валом и упорными полукольцами должен быть 0,08-—0,23 мм, окружной зазор в зацеплении

шестерен коленчатого и распределительного валов в рабочем положении 0,09—0,22 мм (размер а на рис. 54). После затяжки болтов коренных подшипников вал должен легко проворачиваться за штифты от руки.

Сальник в крышку шестерен распределения запрессовывают, используя оправку (рис. 110, а). Запрессовав сальник, ставят на место правую и левую прокладки и крышку шестерен распределения Для предохранения сальника от повреждения при установке крышки применяют оправку, изображенную на рис. 110, б.

Далее, предварительно подложив прокладки, на шпильках крышки распределительных шестерен гайками с пружинными шайбами закрепляют водяной насос, закрепляют привод вентилятора и верхнюю крышку блока. Люк верхней крышки закрывают заглушкой. Компрессор пневмотормозов монтируют после сдаточных испытаний двигателя.

Затем устанавливают кронштейн передней опоры двигателя, затягивают четыре болта (крутящий момент 9—11 кгс-м), запрессовывают шпонку шкива коленчатого вала, напрессовывают до упора шкив и закрепляют его болтом. Отвернув три гайки, снимают боковину шкива водяного насоса, надевают ремень, ставят боковину шкива на место и проверяют натяжение ремня. Прогиб ветви под действием усилия 3 кгс, приложенного к середине ветви, должен быть 10—15 мм. При необходимости увеличения натяжения ремня следует уменьшить число регулировочных прокладок между боковинами шкива. Вынутые прокладки ставят под гайки с внешней стороны боковины шкива.

Используя оправку / (рис. 111, а), запрессовывают сальник 2 в картер 3 маховика, ставят прокладку и картер маховика на место.

Для предохранения сальника от повреждения во время установки картера маховика на задний конец коленчатого вала 4 (рис. 111, б) надевают специальную оправку. Болты крепления картера затягивают в два приема (момент окончательной затяжки 8—10 кгс-м). После затяжки проверяют легкость вращения толкателей.

Маховик устанавливают на штифы коленчатого вала. Для облегчения установки маховика в требуемом положении на ступице маховика и на торце коленчатого вала выбиты цифры 2 (рис. 112), которые при сборке должны быть совмещены. Маховик крепят к коленчатому валу восемью болтами, подложив под каждые два болта замковую пластину. Болты затягивают в два приема. Момент окончательной затяжки 20—22 кгс-м. Замковые пластины отгибают на грани болтов, как показано на рис. 112.

После этого закрепляют сапун двумя болтами с пружинными шайбами к торцу блока и кляммером к картеру маховика, устанавливают фильтр центробежной очистки масла, обеспечив совпадение отверстий для прохода масла в блоке и прокладке (при необходимости прокладку следует повернуть другой стороной), крепят фильтр грубой очистки масла и фильтр тонкой очистки топлива. При монтаже ТНВД в сборе с автоматической муфтой и регулятором под выступающий конец вала 4 (рис. 113) привода насоса ставят подставку и запрессовывают шпонку, на вал 4 надевают полумуфту 7, совместив метки а на фланце 5 и полумуфте 7; устанавливают ТНВД с автоматической муфтой и регулятором; ставят шайбу 8, обеспечив зазоры между кулачками ведущей полумуфты и торцом автоматической муфты 9 в пределах 0,7—1,0 мм (метки на ведущей полумуфте должны быть совмещены), затягивают и зашплинтовывают гайку 13 крепления полумуфты.

Затем закрепляют топливные трубки низкого давления. Трубка подвода топлива к ТНВД не должна касаться болта крепления сливной трубки форсунок и верхней крышки блока. Под наконечники трубок и головки пустотелых болтов подкладывают уплотни тельные шайбы.

Протерев посадочные места гильз и блока цилиндров, устанавливают подобранный комплект гильз в расточки блока цилиндров. Выступание буртов гильз над плоскостью блока должно быть 0,07— 0,16 мм ; разница величин выступания в пределах одного ряда цилиндров не должна превышать 0,08 мм . После замера положение гильзы в блоке следует обозначить меткой, выбитой на верхней нерабочей поверхности бурта гильзы в направлении передней части

двигателя; вынуть из блока гильзы, надеть в канавки уплотнительные и антикавитационные кольца, смазанные маслом, и установить гильзы в блок. Клейменая сторона каждой гильзы должна быть обращена в сторону передней части двигателя. При сборке шатунно-поршневого комплекта с одной стороны поршня / вставляют стопорное кольцо 13 (рис. 114) поршневого пальца и при помощи приспособления (см. рис. 15) надевают последовательно нижнее и верхнее маслосъемные кольца 4 (см. рис. 114), третье, второе 3 и первое 2 компрессионные кольца. Скосы на торцах компрессионных колец должны быть направлены вверх к днищу поршня, а замки смежных колец развернуты в противоположные стороны. Далее поршень с кольцами следует выдержать в масляной ванне в течение 10 мин при температуре масла 80— 100° С, установить в поршень шатун 6 так, чтобы ось верхней головки шатуна совпала с осью отверстия под поршневой палец, и вставить палец 5 (запрессовка пальца не допускается). Камера сгорания поршня в должна быть смещена в сторону длинного болта 9 шатунной крышки. После этого устанавливают второе стопорное кольцо. Вывернув шатунные болты 9 и 10, снимают крышку 8 шатуна вместе с болтами и кладут вкладыши 7, совместив выступы вкладышей

с пазами в постелях. Размерная группа комплекта шатунных вкладышей, устанавливаемого на двигатель, должна соответствовать ремонтному (или номинальному) размеру шатунных шеек коленчатого вала. Вкладыши, бывшие в употреблении, рекомендуется ставить в те постели, где они были установлены ранее и обязательно попарно. Смазав вкладыши дизельным маслом, при помощи технологических оправок 14 вставляют поршни в сборе с шатунами в гильзы // цилиндров, предварительно смазанные маслом. Камеры сгорания в поршнях должны быть смещены к оси двигателя. Крышки шатунов затягивают болтами их крепления (момент затяжки 17— 19 кгс-м), начиная с длинного болта. Суммарный осевой зазор между торцами нижних головок шатунов и щеками коленчатого вала должен быть 0,15—0,57 мм. Замеры производят между торцами шатунов и их крышек. Если зазор

меньше указанного, ослабляют затяжку болтов и легкими ударами резинового молотка по крышке шатуна сдвигают ее до получения необходимого зазора. После установки шатунов с поршнями коленчатый вал должен проворачиваться от руки плавно, без заедания при помощи рычага длиной 0,55 м . В крышку передней опоры коленчатого вала ввертывают две шпильки крепления масляного насоса (момент затяжки 3 кгс-м). Далее устанавливают масляный насос и проверяют окружной зазор не менее чем в трех точках в зацеплении шестерни коленчатого вала с промежуточной шестерней масляного насоса. Зазор в (см. рис. 54) в рабочем положении должен быть 0.25—0,37 мм. В случае необходимости между корпусом насоса и крышкой коренного подшипника кладут регулировочные прокладки (не рекомендуется более трех). Прилегание фланцев к привалочным плоскостям блока и насоса проверяют щупом толщиной 0,05 мм . Он не должен проходить под фланцы. После проверки окружного зазора и прилегания фланцев усики замковых шайб отгибают на грани болтов. Для установки дифференциального клапана в отверстие на нижней плоскости блока ввертывают угольник 7 (рис. 115); слегка привертывают на корпусе масляного насоса / болтами 10 со стопорными шайбами отводящую трубку 2 с прокладкой 11; на нижнюю плоскость блока 8 прикрепляют болтами 9 дифференциальный клапан 4 с уплотнительным кольцом 3, окончательно затягивают болты 9 и 10, отгибают стопорные шайбы на грани болтов; закрепляют на штуцере 5 и угольнике 7 подводящую трубку 6, устанавливают поддон блока цилиндров с ввернутой сливной пробкой и головки цилиндров и затягивают гайки крепления головок (момент затяжки 22—24 кгс-м).

Порядок затяжки гаек показан на рис. 116.

оборота (это соответствует такту сжатия в первом цилиндре и оба клапана закрыты).

оборота. Регулировку зазоров в каждом цилиндре производят так же, как и в первом. Клапанные зазоры рекомендуется регулировать в порядке работы цилиндров, т. е. для двигателя ЯМЗ-236: 1—4—2—

5—3—6; для двигателя ЯМЗ-238; 1—5—4—2—6—3—7—8. Схема нумерации цилиндров показана на рис. 117.

Затем устанавливают комплект форсунок, с которыми ТНВД проходил испытания и регулировку. Под гайку распылителя под-кладывают не более одной уплотнительной шайбы. Затяжку гайки крепления скобы производят крутящим моментом 5—6 кгс-м. Далее ставят дренажные трубки форсунок и отводящую топливную трубку и закрепляют последнюю кляммером на шпильке впускного коллектора. После этого необходимо установить крышки головок цилиндров, соединительный патрубок впускных коллекторов фланцем крепления трубки компрессора к передней части двигателя, воздушный фильтр, подсобрать со шлангами и хомутами соединительную и перепускную трубки водяных термостатов и установить их на двигатель, снять двигатель со стенда, поставить на подставку и установить стартер и транспортные заглушки.

Крыльчатку вентилятора, генератор и компрессор, а также сцепление и коробку передач монтируют после сдаточных испытаний двигателя.