Проверка технического состояния автомобиля перед началом работы. Контроль исправности рулевого управления, тормозной системы, звуковых и световых сигнальных устройств.

Меры предосторожности при начале движения, при движении "задним ходом".

Правила дорожного движения. Допустимые скорости движения автомобиля. Безопасный интервал движения. Правила переезда перекрестков, пешеходных дорожек. Правила обгона медленно движущегося транспорта. Меры предосторожности при встрече с транспортными средствами, пешеходами. Меры безопасности при поворотах, выезде из-за угла здания, проезде мимо ворот, дверей.

Особенности движения в условиях ограниченной видимости, повышенного шума, при атмосферных осадках.

Меры предосторожности при посадке в автомобиль, транспортировке и высадке из автомобиля пассажиров.

Действия водителя при временном выходе из автомобиля. Меры предосторожности от возможного угона автомобиля. Меры безопасности при выходе на проезжую часть дороги.

Меры безопасности во время отдыха в кабине автомобиля.

Действия водителя при обнаружении неисправностей автомобиля, плохом самочувствии.

Тема 10. Средства индивидуальной защиты

Нормы бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов для водителя автомобиля.

Правила применения средств индивидуальной защиты.

Правила ухода и периодичность замены средств индивидуальной защиты.

Порядок замены спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, пришедших в негодность раньше установленного срока носки.

Тема 11. Способы оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях

Действия водителя автомобиля при несчастном случае.

Способы оказания первой помощи при кровотечении, ранениях, переломах, вывихах, ушибах и растяжении связок.

Аптечка с медикаментами для оказания первой помощи при несчастных случаях.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ВОДИТЕЛЯ АВТОМОБИЛЯ

Билет № 1

1. Обязанности по охране труда водителя автомобиля?

2. Надзор и контроль соблюдения требований охраны труда?

3. Требования безопасности при шиномонтажных работах?

4. Меры предосторожности при проверке технического состояния автомобиля перед началом работы?

5. Возможные причины возникновения пожара при эксплуатации автомобиля?

Билет № 2

1. Компенсация за работу в выходной день?

2. Действия водителя автомобиля при несчастном случае?

3. Требования безопасности при работе с аккумуляторной батареей?

4. Меры предосторожности при начале движения, при движении задним ходом?

5. Порядок осмотра, приема и сдачи автомобиля по окончании работы?

Билет № 3

1. Вопросы охраны труда в Трудовом кодексе Российской Федерации?

2. Порядок прохождения водителем автомобиля периодических медицинских осмотров?

3. Основные причины несчастных случаев среди водителей автомобилей?

4. Меры предосторожности при встрече с транспортными средствами, пешеходами?

5. Требования безопасности при заправке автомобиля топливом?

Билет № 4

1. Контроль состояния охраны труда в организации?

2. Возможные случаи расторжения трудового договора по инициативе работодателя?

3. Пожаро- и взрывоопасные свойства горюче-смазочных материалов, применяемых водителем автомобиля при его техническом обслуживании?

4. Меры безопасности при движении автомобиля "задним ходом"?

5. Действия водителя автомобиля при плохом самочувствии?

Билет № 5

1. Уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда?

2. Порядок прохождения водителем автомобиля проверки "на алкоголь"?

3. Действие охлаждающей жидкости на организм человека и правила работы с ней?

4. Допустимое число перевозимых в автомобиле пассажиров?

5. Допустимые скорости движения автомобиля, безопасный интервал движения?

Билет № 6

1. Коллективный договор и каково его содержание?

2. Периодичность прохождения водителем автомобиля первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте?

3. Опасные и вредные производственные факторы, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на водителя автомобиля?

4. Меры безопасности при подготовке автомобиля к техническому обслуживанию и ремонту?

5. Правила обгона медленно движущегося транспорта?

Билет № 7

1. Виды ответственности за нарушение требований охраны труда?

2. Допустимые нормы перемещения тяжестей вручную для мужчин?

3. Меры безопасности при поворотах, выезде из-за угла здания?

4. Воздействие на организм человека бензина и меры безопасности при работе с ним?

5. Первичные средства пожаротушения и действия водителя автомобиля в случае возникновения пожара?

Билет № 8

1. Понятие "Охрана труда" в Трудовом кодексе Российской Федерации?

2. Порядок оформления несчастного случая на производстве?

3. Порядок допуска к самостоятельной работе водителя автомобиля?

4. Меры безопасности при работе слесарным инструментом?

5. Особенности движения автомобиля в условиях ограниченной видимости, при атмосферных осадках?

Билет № 9

1. Нормативные документы, регламентирующие вопросы охраны труда?

2. Понятие "Опасный и вредный производственный фактор"?

3. Меры безопасности при подъеме автомобиля на домкрате?

4. Правила переезда нерегулируемого перекрестка?

5. Способы оказания первой помощи при переломах?

Билет № 10

1. Периодичность прохождения водителем повторного инструктажа по охране труда?

2. Компенсация за работу в нерабочие праздничные дни?

3. Требования безопасности, предъявляемые к инструменту, используемому при техническом обслуживании автомобиля?

4. Проверка технического состояния и исправности рулевого управления, тормозной системы, звуковых и световых сигнальных устройств?

5. Меры безопасности при смене масла в двигателе автомобиля?

Билет № 11

1. Организация работы по охране труда на предприятии?

2. Случаи, при которых водитель автомобиля обязан пройти внеплановый инструктаж по охране труда?

3. Меры безопасности при движении автомобиля "на вызов"?

4. Безопасность труда при мойке автомобиля?

5. Способы оказания первой помощи при химическом ожоге электролитом?

Билет № 12

1. Виды ответственности за нарушение требований охраны труда?

2. Дежурная спецодежда, порядок ее выдачи?

3. Требования безопасности при работе с электрооборудованием автомобиля?

4. Меры безопасности при работе с бензином?

5. Требования безопасности при работе под автомобилем?

Билет № 13

1. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам, занятым на работах с опасными условиями труда?

2. Сверхурочные работы и их ограничение?

3. Меры безопасности при установке домкрата под автомобиль?

4. Обязанности водителя во время заправки автомобиля топливом?

5. Меры предосторожности при запуске двигателя автомобиля?

Билет № 14

1. Порядок обучения и допуска водителя к управлению автомобилем?

2. Обязанности водителя автомобиля по уходу и хранению спецодежды?

3. Допустимые скорости движения автомобиля?

4. Меры предосторожности при пользовании осмотровой ямой?

5. Основные меры электробезопасности при техническом обслуживании автомобиля?

Билет № 15

1. Основные требования, изложенные в инструкции по охране труда для водителя автомобиля?

2. Порядок предоставления очередного отпуска?

3. Меры безопасности при использовании водителем автомобиля электроинструмента и переносного электрического светильника?

4. Правила переезда автомобилем перекрестков, пешеходных дорожек?

5. Действия водителя автомобиля при дорожно-транспортном происшествии?

Обучение по охране труда дистанционно на Блог-Инженера.РФ

Перед пуском двигателя необходимо убедиться, что автомобиль заторможен стояночным тормозом, а рычаг переключения передач поставлен в нейтральное положение.

Пуск двигателя автомобиля производится при помощи стартера. Использовать пусковую рукоятку разрешается только в исключительных случаях.

При пуске двигателя автомобиля пусковой рукояткой необходимо соблюдать следующие требования:

  • пусковую рукоятку поворачивать сверху вниз
  • не брать рукоятку в обхват
  • при регулировке угла опережения зажигания устанавливать позднее сжигание
  • не применять никаких рычагов и усилителей, действующих на пусковую рукоятку или храповик коленчатого вала

Не допускается осуществлять пуск двигателя путем буксировки автомобиля.

Управлять транспортными средствами на территории организации разрешается только водителям или лицам, назначенным приказом по организации, имеющим удостоверения на право управления соответствующим видом транспортного средства, выданные в установленном законодательством порядке.

Скорость движения транспортных средств по территории устанавливается приказом по организации с учетом местных условий и обеспечения безопасности движения, а в помещениях — не более 5 км/ч.

Во время движения автомобиля по территории организации (при обкатке, опробовании, перестановке и тому подобное) не допускается нахождение на нем лиц, не имеющих к этому прямого отношения.

Водитель может выезжать на линию только после прохождения предрейсового медицинского осмотра и соответствующей отметки об этом в путевом листе.

При следовании колонной на остановке для отдыха вне населенных пунктов лицо, ответственное за соблюдение правил охраны груда, должно организовать дежурство для наблюдения за соблюдением правил охраны труда и противопожарной безопасности.

Не допускается во время стоянки водителям, грузчикам и другим лицам отдыхать или спать в кабине, салоне или закрытом кузове при работающем двигателе.

Перед посадкой пассажиров на грузовой автомобиль, предназначенный для перевозки людей, водитель обязан проинструктировать пассажиров о порядке посадки и высадки, предупредить их о том, что стоять в кузове движущегося автомобиля не допускается.

Перевозка детей в кузове грузового автомобиля не допускается.

Проезд в кузовах грузовых автомобилей, не оборудованных для перевозки пассажиров, разрешается только лицам, сопровождающим или получающим грузы, при условии, что они обеспечены местом для сидения, расположенном ниже уровня бортов.

  • перевозка людей на безбортовых платформах, на грузе, размещенном на уровне или выше борта кузова, на длинномерном грузе и рядом с ним, на цистернах, прицепах и полуприцепах всех типов, в кузове автомобиля-самосвала, в кузове специализированных грузовых автомобилей (рефрижераторов и других)
  • перевозка в кабине, кузове, салоне большего количества людей, чем это указано в паспорте завода-изготовителя
  • движение автомобиля при нахождении людей на подножках, крыльях, бамперах, а также на бортах
  • выпрыгивать из кабины или кузова автомобиля

Лица, находящиеся в автомобиле, обязаны выполнять указания водителя по соблюдению требований безопасности.

При остановке автомобиля водитель, покидая кабину, должен обезопасить автомобиль от самопроизвольного движения, выключить зажигание или прекратить подачу топлива, установить рычаг переключения передач в нейтральное положение, затормозить стояночным тормозом.

Если автомобиль стоит даже на незначительном уклоне, необходимо дополнительно поставить под колеса специальные упоры (башмаки).

Выходя из кабины автомобиля на проезжую часть дороги, водитель должен предварительно убедиться в отсутствии движения как в попутном, так и во встречном направлении.

При работе на автопоездах сцепку автопоезда, состоящего из автомобиля и прицепов, должны производить три человека — водитель, рабочий-сцепщик и лицо, координирующее их работу. При этом водитель подает автомобиль назад самым малым ходом, строго выполняя команды координирующего лица.

В исключительных случаях (дальние рейсы, перевозка сельскохозяйственных продуктов с полей и тому подобное) сцепку разрешается производить одному водителю. В этом случае он должен:

  • затормозить прицеп стояночным тормозом
  • проверить состояние буксирного устройства
  • установить противооткатные упоры под колеса прицепа
  • произвести сцепку, включая соединение гидравлических, пневматических и электрических систем автомобиля и прицепов, а также крепление страховочных тросов (цепей) на прицепах, не имеющих автоматических устройств

Перед началом движения задним ходом нужно зафиксировать поворотный круг прицепа стопорным устройством.

Сцепка и расцепка производится только на ровной горизонтальной площадке с твердым покрытием. Продольные ocи автомобиля-тягача и полуприцепа при этом должны располагаться по одной прямой.

Борта полуприцепа должны быть при сцепке закрыты. Перед сцепкой необходимо убедиться в том, что седельно-сцепное устройство шкворень и их крепление исправны, полуприцеп заторможен стояночным тормозом и передняя часть полуприцепа по высоте располагается так, что при сцепке передняя кромка опорного листа попадает на салазки или на седло. При необходимости следует поднять или опустить переднюю часть полуприцепа.

Соединительные шланги и электрические провода должны быть подвешены при помощи стяжной пружины на крючок переднего борта полуприцепа, чтобы они не мешали сцепке.

Не допускается подавать транспортное средство на погрузочно-разгрузочную эстакаду, если на ней нет ограждения и колесоотбойного бруса, а также перемещение по ней автомобиля-самосвала с поднятым кузовом.

Места разгрузки автомобилей-самосвалов у откосов, оврагов и тому подобное должны оборудоваться специальными колесоотбойными брусами.

Если колесоотбойный брус не устанавливается, то минимальное расстояние, на какое может подъехать автомобиль для разгрузки к откосу, определяется из конкретных условий и призмы обрушения грунта, что оговаривается в проекте производства работ и доводится до сведения водителей.

При ремонте транспортного средства на линии водитель обязан соблюдать требования безопасности, установленные для ремонта и технического обслуживания транспортного средства. При отсутствии у водителя необходимых приспособлений и инструментов ремонт не допускается.

Не допускать к ремонту на линии посторонних лиц (грузчиков, сопровождающих, пассажиров и так далее).

При вынужденной остановке на обочине или у края проезжей части дороги для проведения ремонта водитель обязан выставить позади транспортного средства знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь на расстоянии не менее 15 м от транспортного средства в населенных пунктах и 40 м — вне населенных пунктов.

Перед подъемом передней или задней части транспортного средства домкратом необходимо остановить двигатель, затормозить автомобиль стояночным тормозом, установить под неподнимаемые колеса противооткатные упоры враспор не менее двух, удалить людей из салона (кузова), кабины, закрыть двери.

При вывешивании транспортного средства на грунтовой поверхности необходимо выровнять место установки домкрата, положить под домкрат подкладку, на которую установить домкрат.

Не допускается устанавливать домкрат на случайные предметы.

Не допускается выполнять какие-либо работы, находясь под транспортным средством, вывешенным только на домкрате, без установки специальной подставки (козелка).

Не допускается использовать для установки под вывешенное транспортное средство случайные предметы (камни, кирпичи и тому подобное).

Перед пуском двигателя автомобиля, подключенного к системе подогрева, необходимо отключить и отсоединить элементы подогрева.

Водитель перед постановкой автомобиля на место стоянки с подогревом должен убедиться в отсутствии утечки топлива.

Не допускается ставить автомобиль на место стоянки с подогревом до устранения утечки топлива.

Перед подачей автомобиля назад водитель должен убедиться, что его никто не объезжает и поблизости нет людей или каких-либо препятствий.

Перед началом движения задним ходом в условиях недостаточного обзора сзади (из-за груза в кузове, при выезде из ворот и тому подобное) водитель должен требовать, а наниматель (грузоотправитель, грузополучатель) обязан выделить работника для организации движения автомобиля. Не допускается производить движение задним ходом и маневрирования автомобиля при открытой двери кабины (кузова).

Работа автомобилей на строительных площадках, территории промышленных предприятий и тому подобном допускается только с разрешения ответственных лиц указанных объектов.

Не допускается выполнение каких-либо работ по обслуживанию и ремонту подвижного состава на расстоянии ближе 5 м от зоны действия погрузочно-разгрузочных механизмов.

При движении на поворотах водитель автомобиля-цистерны, емкость которой залита менее чем на 3/4, обязан снизить скорость до минимальной для обеспечения безопасности дорожного движения.

При остановке и стоянке на неосвещенных участках дороги в темное время суток или в других условиях недостаточной видимости на транспортном средстве должны быть включены габаритные или стояночные огни.

Буксировка неисправных транспортных средств должна осуществляться в соответствии с ПДД.

Пробку радиатора на горячем двигателе необходимо открывать в рукавице или накрыв ее тряпкой или ветошью. Пробку следует открывать осторожно, не допуская интенсивного выхода пара в сторону открывающего.

Заправку автомобилей следует производить в соответствии с правилами техники безопасности, установленными для заправочных пунктов, которые должны быть вывешены на видном месте.

Меры безопасности при вождении автопоездов

1.Общие требования безопасности.

1.1. Настоящая инструкция устанавливает порядок работы водителя при вождении автопоездов.

1.2. Все водители должны пройти медицинское переосвидетельствование, вводный инструктаж, первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.

1.3. Каждый водитель должен пройти обучение и уметь оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим.

2. Меры безопасности при вождении автопоездов.

Водитель при управлении автопоездом должен:

2.1. Проявлять особую осторожность и не развивать чрезмерно высоких скоростей даже на ровных участках дорог с твердым покрытием.

2.2. Трогание с места груженого автопоезда начинать только на первой передаче, при этом необходимо повышать обороты больше, чем обычно, и одновременно плавно опускать педаль сцепления. Значительные ускорения, замедления и торможения рывком вызывают резкие усилия на крюке, накат прицепа на автомобиль, дерганье, что вызывает занос, а иногда и опрокидывание автомобиля и прицепа.

2.3. На подъемах, во избежание сильных рывков и дерганья автомобиля, следует заблаговременно включить такую передачу, на которой можно преодолеть весь подъем. Переключение передач на подъемах необходимо производить быстро, так как медленное переключение может привести к складыванию автопоезда, скатыванию его с уклона и аварии.

2.4. Для недопущения заноса и опрокидывания прицепа, особенно на мокрых и скользких дорогах и поворотах, не применять резкого торможения. В этом случае необходимо плавно снижать скорость и плавно притормаживать автомобиль.

2.5. На крутых спусках, в целях сохранения устойчивости автомобиля и предотвращения заносов, движение следует осуществлять медленно, рулевое колесо поворачивать осторожно.

2.6. Для того, чтобы не допускать виляния прицепа, автопоезд необходимо вести внатяжку так, чтобы дышло прицепа работало на растяжение. Для устранения возникшего виляния прицепов во время движения снижать скорость, а для гашения подергивания — применять короткий разгон.

2.7. Для предупреждения столкновений со встречными машинами, особенно на поворотах и запыленных участках дороги, до встречи с автомобилем, нужно несколько снижать скорость движения автопоезда и включать днем дальний свет; в момент встречи несколько увеличивать скорость, чем обеспечивать устойчивость прицепа и недопущение аварии.

2.8. При встречных разъездах ночью необходимо переключить свет фар с дальнего на ближний, на узких дорогах с глубокими кюветами, во избежание заносов и опрокидывания прицепа, остановить автопоезд, включить подфарники и пропустить встречные автомобили.