Как просто проверить и обнаружить подсос воздуха на автомобиле

Содержание

Чем чреват подсос воздуха для двигателя автомобиля

Утечками воздуха принято называть нестабильную подачу дополнительных масс воздуха через неплотности во впускном тракте.

Система не очень учитывает этот кислород, поэтому двигатель будет реагировать неуверенно и неустойчиво на всех режимах.

Обязательно прочитайте: Как стравить воздух из системы охлаждения автомобиля

Особенно это заметно на холостом ходу, когда расход воздуха невелик и присадки наносят более значительный вред. Но и в режимах мощности подсос нежелателен, так как приводит к снижению производительности, увеличению расхода и нарушениям теплового режима.

Симптомы

Важно понимать, что сильное обеднение топливной смеси вызовет соответствующую ошибку на панели приборов (инжектор); это будет свидетельствовать о большой утечке воздуха, что будет препятствовать стабильной работе двигателя.

Небольшое обеднение смеси будет одной из причин плавающих холостых оборотов, которые ЭБУ может каким-то образом исправить.

Симптомы утечки воздуха нетрудно отличить от любых других, это:

  1. Затрудненный запуск двигателя;
  2. Повышенный расход топлива;
  3. Плавающие холостые обороты, приводящие к остановке двигателя;
  4. Снижена мощность, мотор не тянет.

Тут стоит немного пояснить.

По пункту 2: при подсосе воздуха следует дольше ехать на пониженной передаче, при этом педаль акселератора должна быть почти в пол, сохраняя повышенную скорость.

По п.3 плохо держится холостой ход, и на 900-1000 об/мин машина может заглохнуть. Многие владельцы автомобилей с карбюратором пытаются исправить ситуацию сразу с помощью винта качества и количества топливной смеси, но, как правило, это не помогает, так как лишний воздух не проходит через канал холостого хода , а, например, прокладку под карбюратор.

Согласно пункту 4 к падению мощности могут привести и другие причины, кроме подсоса воздуха, все зависит от того, какие системы конструктивно реализованы в двигателе.

Пониженные обороты холостого хода характерны для систем MAF, где во впускном тракте установлен ДМРВ (датчик массового расхода топлива); В его работе могут возникать ошибки.

На системах с датчиком абсолютного давления (с МАР-сенсором) ошибки лямбда-зонда, пропуски зажигания и опять же бедная смесь могут стать причиной падения мощности.

Многие автовладельцы совершают ошибку, сразу меняя РХХ или ДМРВ с плавающими холостыми оборотами. Вам не нужно этого делать. Сначала выполните диагностику двигателя на наличие возможных утечек воздуха, используя следующие методы.

Типичные места подсоса воздуха

Воздух обычно попадает через неисправные уплотнения или неисправную запорную арматуру, так как механическое разрушение стенок трубы маловероятно.

Топливная система

Топливная система нагнетается погружным топливным насосом. Появление воздуха на его входе можно характеризовать скорее отсутствием определенного количества топлива, чем утечкой кислорода. Также воздух не сможет попасть в топливопроводы из-за перепада давления. Остается только один путь — через вентиляцию бака, которая относится к топливной системе.

Вентиляция принудительная через адсорбер и его клапан. Именно выход из строя клапана приведет к появлению лишнего воздуха. Блок управления уверен, что клапан закрыт, а значит, он не учитывает этот дополнительный кислород, таким образом, перебои в работе.

Впускной коллектор

Основной путь неучтенного расхода может быть через впускной коллектор, так как он уже после дроссельной заслонки и датчиков расхода.

Здесь множество печатей, каждая из которых может выйти из строя. Избыток кислорода приведет к обеднению смеси, что не может быть стабильно компенсировано корректировкой подачи топлива. Двигатель начнет «трястись», будет сжиматься и часто останавливаться, мощность уменьшится, а расход увеличится.

Чаще всего теряет герметичность стык между коллектором и головкой блока, уплотненный прокладкой. Со временем он потеряет эластичность и ослабнет посадка шпилек коллектора.

Форсунки

Топливные форсунки (форсунки) расположены на общей рампе с одной стороны, а с другой вставлены в гнезда впускного коллектора вблизи стыка с головкой силой упругости резиновых уплотнительных колец.

Слишком большая механическая нагрузка на эти кольца, а также высокие рабочие температуры, особенно если рядом находится еще и выпускной коллектор или блок наддува, способствуют разгерметизации и началу просачивания воздуха через уплотнения колец форсунок во впуск многообразие.

Вакуумный усилитель тормозов (ВУТ)

Вакуумный усилитель получает вакуум от самого впускного коллектора через штуцер, шланг и обратный клапан.

Возможностей для появления протечек достаточно, все вышеперечисленное плюс мембрана усилителя или его корпуса могут протечь. Что приведет к проявлению тех же общих симптомов подсоса во впускном коллекторе.

Дроссельная заслонка

Получение необходимого количества воздуха — основная задача дроссельной трубки с заслонкой, которая регулирует поток по команде водителя. Эта система сбалансирована через датчик положения дроссельной заслонки и регулятор холостого хода, который блокирует дополнительный обводной канал, обходящий дроссельную заслонку.

Читать также:  Как выставить зажигание на ВАЗ 2109 с карбюраторным и инжекторным двигателем своими руками

Если по каким-то причинам заслонка закрывается неплотно или открывается ненормально, то блок управления двигателем этого не замечает, так как берет данные исключительно об угле поворота вала заслонки, считая общую геометрию узла за стандартную.

Причин неполного закрытия достаточно, основная из них – засорение канала. Отсюда лишний воздух со всеми вытекающими, вернее, наступающими последствиями.

Выпускной коллектор

Трещины или прогоревшие стыки на выходе приводят к выходу выхлопных газов наружу с характерным звуком. Но есть и, казалось бы, парадоксальный факт обратного забора воздуха.

Дело в том, что процесс выхлопа пульсирующий, поэтому при перепадах давления извне забирается воздух, содержащий кислород.

На входе в катализатор стоит датчик, задача которого как раз и состоит в том, чтобы определить наличие этого газа в выхлопе, с последующей выдачей сигнала на контроллер двигателя.

Распознав это как чрезмерно бедную смесь, компьютер начинает ее обогащать, что приводит к повышенному расходу, перегреву и другим проблемам. Причиной этого является неожиданно выглядящий подсос в выпускном коллекторе.

Выявляем подсос воздуха в впускном коллекторе

Суть проблемы заключается в том, что в двигателях с вышеперечисленными системами в камеру сгорания попадает лишний воздух.

Наддув после ДМРВ/ДМРВ (датчик абсолютного давления). В результате этого ЭБУ получает данные, отличающиеся от реальных и это приводит к неисправности двигателя.

Одним из проблемных мест является стык между впускным коллектором и головкой блока. Здесь утечка воздуха может быть минимальной, визуально определить мелкие повреждения сложно, поэтому не все обращают внимание на это место.

Но уплотнения в виде прокладок, герметиков могут проходить и в других местах, причиной этого может быть:

  1. Снижение ее эластичности из-за перегрева или длительного срока службы;
  2. Частое использование средств для чистки дроссельных узлов, карбюраторов. Эти продукты постепенно размягчают уплотнения, что способствует подсасыванию воздуха.
  3. Механическое воздействие на прокладки при их неправильной замене.

Вентиляция картерных газов

В штатном режиме их влияние учитывается, и такие притоки посторонних газов не мешают работе двигателя. Характерна только одна неисправность – выход из строя клапана, который иногда ставится в системе вентиляции. В этом случае начинается забор неучтенного воздуха.

ГБО

Газовое оборудование не всегда является стандартным оборудованием, поэтому его установка и регулировка могут быть выполнены небрежно, что приведет к обеднению смеси лишним кислородом. По обеим причинам некачественный тюнинг или протечки.

При использовании таких систем необходимо проводить периодические проверки, именно их дефекты вызывают изменение температурного режима и механические поломки в двигателе.

Как найти подсос воздуха

Чаще всего кисточкой на подозрительные места наносят бензин или другие летучие углеводороды. Обогащая воздух топливом, вы можете изменить таким образом режим двигателя, который будет указывать на точное попадание. Остается только заменить прокладку или шланг. Но есть и другие способы.

С помощью пережима шлангов

Если шланг тянется от впускного коллектора к устройству с подозрением на утечку, просто пережмите или согните его. Всасывание прекратится, что определяется выравниванием двигателя.

Подачей сжатого воздуха

Сжатый воздух может подаваться от компрессора в закрытую полость, которая считается негерметичной. Если они есть, то это будет отмечено шипящим звуком выходящего под давлением воздуха или появлением пузырей при смачивании испытуемых составов.

Метод опрыскивания мыльным раствором

Мыльный раствор действует ровно наоборот, благодаря своей вязкости он может ненадолго забить дефекты и изменит работу двигателя. Также возможно образование пузырьков из-за пульсирующего характера утечек.

Проверка наличия подсоса дымогенератором

В профессиональной практике используются дымогенераторы. Он подается под легким напором на исследуемый участок, после чего визуально становятся видны все протечки.

Дымогенератор можно сделать самостоятельно, но проще обратиться на АЗС, где они обычно присутствуют.

При устранении обнаруженных течей следует использовать стандартные уплотнительные детали, герметик применяют минимально и только в обоснованных случаях.

Само по себе оно способно ухудшить работу двигателя, оторвавшиеся засохшие силиконовые детали могут забить каналы, а самое главное кремнийорганические соединения противопоказаны дорогому датчику кислорода, который эти соединения отравляют навсегда.

Поэтому профессионалы используют разработанные для этого двигателя прокладки от проверенных производителей. Полуфабрикаты тюленей служат недолго и при разрушении могут только усугубить ситуацию.

Диагностика и ремонт

Особенности проверки на карбюраторных двигателях

Как мы уже говорили ранее, первое, на что нужно смотреть в таких двигателях, если вы подозреваете утечку воздуха, это карбюратор.

Проверьте, все ли топливо проходит через холостой ход. Для этого заведите автомобиль и отсоедините кабель питания от электромагнитного клапана.

Если двигатель останавливается, ситуация упрощается, так как клапан работает. Снимите его и открутите жиклер холостого хода. Проверьте диаметр жиклера, он должен быть 0,40 — 0,45 мм (уточните характеристики вашего карбюратора). Если диаметр жиклера больше указанного в спецификации, замените его.

Запустите двигатель и, открутив ЭМС, попробуйте установить ХХ. Если это сделать не удается и чувствуется, что двигателю не хватает топлива, значит, где-то подсасывает воздух.

Читать также:  Лучшие кроссоверы по цене и качеству в России: Рейтинг 2022 года и обзор моделей

Обратите внимание на возможный изгиб фланца карбюратора. Чтобы проверить, подсасывает ли под него воздух, налейте под него воды.

Если двигатель начал глохнуть, то проблема с кривой. При этом мы не используем легковоспламеняющуюся жидкость, это очень опасно. Смотрите видео Наиля Порошина, чтобы узнать все подробности.

Дизельные двигателя

В дизеле соляра поступает в цилиндры в обход двух топливных подсистем — низкого и высокого давления. Как правило, утечка воздуха происходит в области низкого давления.

Это может происходить через множество соединений труб, соединений элементов топливной системы, в том числе топливных насосов высокого давления.

Проблема усугубляется еще одним моментом. Для удешевления производства дизельных автомобилей в современных моделях вместо традиционных латунных трубок используются пластмассовые изделия, которые намного быстрее изнашиваются.

Агрессивная среда, вибрации, перепады температур – все это негативно сказывается на его работоспособности. Это относится и к штампам. Как правило, все это начинает проявляться после 120-150 тыс км пробега.

Часто протекающий прозрачный солярий при выключенном двигателе может указывать на проблемную зону.

Но при работе автомобиля, при откачке топлива из бака, в системе создается давление ниже атмосферного, и поэтому сразу выявить подсосы воздуха проблематично.

Признаки

Суть в том, что солярная смесь с воздухом, поступающая в ТНВД при запуске двигателя, не позволяет ему выполнять свои функции на 100%, то есть перегружает его большим количеством воздуха в топливной камере.

Когда автомобиль уже работает, топливо, обогащенное воздухом, образует сильную пену и увеличивается в объеме. Поэтому на высоких оборотах ТНВД не успевает проработать сам себя.

В итоге при попытке утром завести дизельную машину приходится долго смазывать стартер, при этом наблюдая небольшой дымок из выхлопной трубы. А при движении, стоя на светофорах, двигатель может заглохнуть из-за недостаточной подачи соляры в цилиндры.

Причины

Причины подсоса воздуха в дизельных автомобилях:

  1. Износ резиновых прокладок, в том числе топливных фильтров;
  2. Ослабленные хомуты;
  3. Повреждение топливного бака;
  4. Износ, растрескивание шлангов;
  5. Повреждение обратной линии;
  6. Износ уплотнений крышки ТНВД, приводного вала, вала рычага подачи топлива.

Ищем проблемные места

Самый простой и эффективный способ найти утечку воздуха — создать давление в баке. Дырявый солярий, шипящий воздух укажут на проблемные места.

Более сложный, но наглядный способ – замена стандартных труб на прозрачные. Вы ясно увидите, где это отстой.

Часто практикуется метод исключения, когда вместо бака на определенных участках к топливной системе подключается канистра с дизельным топливом.

Начинать нужно с ТНВД, и если двигатель заводится без проблем, переходить к баку вместе с другими элементами топливной системы.

Затем исключите проблемный участок и быстро найдите место подсоса воздуха.

Загрязнение впускного коллектора

Приточный воздуховод следует время от времени проверять на наличие налета на стенках. Подобная проблема может совсем немного повлиять на динамику автомобиля. Коллектор засоряется особенно на двигателях с системой рециркуляции отработавших газов. В таких случаях необходимо разобрать и прочистить устройство специальным составом.

Отложения на стенках впускного коллектора

Как выгнать воздух из дизеля

Для подкачки на некоторых двигателях устанавливается ручной насос. Если его нет, то придется пользоваться стандартными средствами при работающем пускателе. Зарядное устройство лучше подключить параллельно аккумулятору. Прокачку производят после устранения причины подсоса воздуха.

Прокачиваем фильтр

Прокачка фильтра производится путем ослабления предусмотренного для этого штуцера или колпачка на корпусе. Как только через него перестанут выходить пузырьки воздуха, процесс можно считать завершенным.

Процедура аналогична прокачке тормозов, но отличается наличием насоса.

Прокачка ТНВД

Удалить воздух из ТНВД намного сложнее, чем из фильтра и подающих магистралей. Лучше всего прокачивать насос через обратку.

Если топливо подается под давлением, что можно обеспечить созданием избыточного воздуха в баке и перекрытием системы его вентиляции, через некоторое время воздух из ТНВД будет удаляться через его обратный слив. Вы можете контролировать это, подключив прозрачный шланг.

Попытки прокачать ТНВД путем запуска двигателя мощным рывком могут закончиться плачевно. Работая без должной смазки топливом, плунжерные пары изнашиваются и забивают стружкой форсунки. В конечном итоге система придет в негодность.

Прокачка топливопроводов

После удаления воздуха из ТНВД часть его останется в топливопроводах от форсунок. Со временем его оттуда, естественно, уберут, но только в том случае, если двигатель удастся запустить, что не всегда реально.

Работать стартером будет долго с паузами на его охлаждение и только при наличии мощного загрузчика.

Это интересно: Подсос воздуха во впускном коллекторе и других местах

Ускорить процесс можно, ослабив штуцеры топливопровода, тогда воздух будет выходить быстрее. Если двигатель запускается, но не на всех цилиндрах, ослабление и повторное затягивание гаек вспомогательных агрегатов в конечном итоге приводит к удалению воздуха, что определяется по распылению топлива со значительной силой.

Чтобы предотвратить попадание воздуха в исправную топливную систему, вы никогда не должны полностью выливать топливо из бака. Это также защитит двигатель от попадания конденсата в бак.

Процедуру замены фильтров и удаления конденсата необходимо проводить строго в соответствии с инструкцией к конкретному двигателю.

Читать также:  Рейтинг самых дешёвых электромобилей 2022 года

Первые признаки завоздушивания топливной системы

Есть несколько верных признаков, по которым даже обычный водитель может сказать, что в систему попадает воздух. Они могут отличаться, что несколько усложняет диагностику, но если знать все нюансы, то можно обнаружить проблему на ранних стадиях ее появления:

  1. Утром машина заводится нормально, но двигатель работает с перебоями. Обороты плавают, холостой ход нестабилен, периодически двигатель как бы «спотыкается» и почти глохнет.
  2. Работа ДВС не стабильная: дергается, сильно вибрирует (это чувствуется при открытии капота), особенно это заметно после запуска. Также может быть замедленная реакция на нажатие педали акселератора – машина начинает набирать скорость с задержкой.
  3. После того, как машина постояла какое-то время, нужно долго крутить стартер, чтобы двигатель завелся. В этом случае будут заметны перебои в работе, как описано выше.
  4. В какой-то момент машина вообще не заводится. Любая попытка запуска не имеет никакого эффекта.

В пути!

Есть еще один верный признак: нужно резко стартовать с нажатой педалью акселератора. Если дизель заглохнет на секунду-две или даже заглохнет, в 90% случаев причиной будет подсос воздуха. Это связано с тем, что при резком ускорении избыточный воздух в большом объеме попадает в цилиндры и вызывает обеднение смеси, что приводит к поломкам двигателя.

Как воздух попадает в топливную систему

Если быть до конца честным, то в любой топливной магистрали есть микротрещины, микропоры, неплотности соединений, изношенные уплотнения.

Воздух попадает в систему через ТНВД: сломана крышка насоса или сальники вала, обратка на форсунках, треснуты топливные шланги, штуцер магистрали и топливные фильтры.

Уплотнение крышки ТНВД

Все эти моменты уже делают систему негерметичной. И чем старше машина, тем больше зазоров для воздуха.

Как появляется воздух в системе:

  • двигатель нормально запускается холодным, но потом работает нестабильно;
  • двигатель глохнет при разгоне и высоких нагрузках;
  • медленно реагирует на нажатие газа, толчки и тряску;
  • чтобы двигатель «схватился», нужно дольше крутить стартер;
  • в очень запущенных случаях автомобиль не заводится ни от стартера, ни с помощью пусковых устройств, ни от толкателя.

Да, эти же симптомы могут свидетельствовать и о других неисправностях. А вот вентиляция в этом плане другая: проблемы с работой двигателя появляются уже через несколько минут после запуска.

Как удалить воздух из системы

Сначала вы должны быть на 100% уверены, что система вентилируется. Можно сделать самому, но это долгий процесс. Что, к тому же, требует определенных знаний и умений: нужно будет отсоединить и подсоединить магистрали, слить топливо и частично разобрать узлы системы. Как минимум, вы должны хорошо разбираться в устройстве топливной системы и отдельных узлов, понимать, как она работает и за что отвечает.

Если вы все же решили проверить топливную систему самостоятельно, сначала осмотрите моторный отсек и днище автомобиля по всей длине топливопроводов: все стыки, соединения, царапины и даже жирные пятна. Возможно, повреждена только дорога и вы отделаетесь легким испугом. Если с дорогами порядок, делаем следующее:

  • отсоединить ТНВД от прямой и обратки, взять прозрачную пластиковую емкость объемом до 5 литров с чистым дизелем, двухметровые трубы, хомуты для крепления конструкции;

Диагностика топливного насоса высокого давления

  • подсоединить шланги к ТНВД, вместо магистрали и обратки;
  • выпустить воздух из ТНВД. Для этого емкость с дизельным топливом необходимо поставить на насос, открутить обратный штуцер насоса, прокачать воздух, затянуть штуцер;
  • запустите двигатель на 3-5 минут.

Затем выполните два шага:

  • оставьте емкость с топливом над насосом на 8-10 часов. Если по истечении этого времени двигатель заводится и работает нормально, это означает, что из топливопровода подсасывается воздух;
  • теперь поставьте емкость под помпу и оставьте так же на 8-10 часов. Если двигатель не запускается или запускается, но работает неправильно, воздух попадает в систему через ТНВД. Если двигатель запускается и работает нормально, обратка форсунок «отстой.

Таким же образом можно проверить топливный фильтр и подкачивающий насос.

Эта простая, но трудоемкая диагностика может показать либо несколько воздушных зазоров, либо их отсутствие. Так что остается один вариант — воздух попадает в систему через топливный бак.

Все же диагностику и ремонт лучше доверить специалистам – на специализированных СТО есть специальные бригады, квалифицированные специалисты, которые действуют по отработанным алгоритмам.

Профилактика

Вообще в 99% случаев воздух попадает в систему из-за некачественного ухода. А, как известно, проблему проще и дешевле предотвратить, чем устранять. Поэтому ответственный водитель должен:

  • регулярно проверять состояние топливной системы, менять расходники и фильтры;
  • выбирать качественные фильтры и расходные материалы;
  • заправляйтесь хорошим топливом;
  • вовремя менять изношенные элементы: трубы, хомуты;
  • своевременно обслуживать форсунки;
  • если есть подозрения, что двигатель работает неправильно, сразу едем на диагностику.

Диагностика и ремонт топливной аппаратуры

Зарегистрироваться на СТО

Источники

  • https://autodromo.ru/articles/podsos-vozduha-vo-vpusknom-kollektore-i-drugih-mestah-simptomy-i-ustranenie-problemy
  • https://AutoTopik.ru/diagnostika-neispravnostei/1577-podsos-vozduha-v-toplivnoj-sisteme.html
  • https://avto-idea.ru/remont/kak-opredelit-podsos-vozduha-vo-vpusknom-kollektore/
  • https://AutoVogdenie.ru/pochemu-zavozdushena-toplivnaya-sistema-dizelya.html
  • https://avtomobilprost.ru/zavozdushivanie-toplivnoy-sistemy-dizelnogo-dvigatelya.html
  • https://sto.ms/vozdux-v-toplivnoj-sisteme-chem-opasen-i-kak-udalit

[свернуть]