Почему окисляются клеммы на аккумуляторе автомобиля: основные причины, что делать и как устранить

Содержание

Зачем смазывать клеммы аккумулятора

Как часто вы видите беловатый налет на клеммах аккумулятора? Это результат различных химических реакций, которые в народе называют окислением, хотя в данном случае этот термин не совсем точен. Но в любом случае такой налет, в первую очередь, уменьшает площадь места контакта, что приводит к снижению проводимости и ухудшению работоспособности аккумулятора. Во-вторых, такие реакции разрушающе действуют на клеммы, разрыхляя их структуру, что также снижает проводимость и создает риск обрыва контактной группы.

Сейчас мы рассмотрим основные факторы риска, на основании которых вы сможете сделать вывод, стоит ли смазывать для защиты клемм вашего аккумулятора.

Естественное окисление

Почти все вещества, и особенно металлы, при соприкосновении с воздухом в той или иной степени реагируют с кислородом. Этот процесс называется окислением. Свинец — это металл, но скорость его окисления относительно низкая, в отличие от меди или железа. Если отшлифовать свинцовую клемму, то она сначала будет блестеть, как и положено металлу. Но очень быстро, буквально за несколько минут, металлическая поверхность тускнеет – это окисление. Но окисная пленка на свинце тонкая, внутрь медленно проникает кислород, поэтому скорость коррозии изделий из этого металла очень низкая. Но естественное окисление способствует нарушению проводимости.

Кислотное разрушение

Гораздо более разрушительным является воздействие электролита на клеммы. Чешуйчатый слой беловатого вещества, похожего на рыхлый снег, является результатом химической реакции между кислотой и свинцом с образованием хлорида свинца.

Чем грозит такая белая каша на клеммах, кроме неприглядного вида? Поскольку здесь не образуется пленка, как при окислении свинца, кислота может практически без помех проникать через пластину внутрь, продолжая свое разрушительное действие. Если не принять профилактических мер, кислота способна «съесть» клемму всего за несколько месяцев.

Откуда он берется в зоне контакта? Ремонтируемые типы автомобильных аккумуляторов оснащены пробками для заливки электролита. Эти колпачки обычно имеют фабричные отверстия для отвода газов. В противном случае в результате электрохимических реакций внутри аккумулятора будут выделяться пары водорода и кислоты, особенно во время зарядки. Они скапливаются в верхней части корпуса и могут вызвать взрыв, если давление превысит критическое.

Именно через эти отверстия наружу выходят пары электролита.

Есть мнение, что закипание электролита возможно только при зарядке аккумулятора внешним зарядным устройством, и этот процесс можно контролировать. Это неправда. Существует множество факторов, способствующих перегреву аккумулятора и, как следствие, закипанию электролита:

  • при наличии КЗ банок (характерно для старых аккумуляторов);
  • при перегрузке аккумулятора (например, при неисправности реле напряжения в генераторе);
  • при разрушении пластин аккумулятора;
  • летом из-за отсутствия нормального радиатора как в аккумуляторе, так и в моторном отсеке.

Обратите внимание, что при разрушении свинца кислотой клеммы восстановлению не подлежат.

Солевое разрушение

Не менее разрушительным фактором является смертельное воздействие калийно-натриевых солей, которыми мы до сих пор опрыскиваем дороги зимой в рамках борьбы с обледенением дорог. Но даже если для этого используются специальные средства, трудно предположить, что они совершенно безвредны для металла. Это значит, что они каким-то образом проникают в подкапотное пространство и попадают в зону контакта аккумулятора, что приводит к постепенному разрушению клемм. В чем его суть? Соли металлов хорошо растворяются в воде, образуя электролитическую жидкость. Попадая в электроды батареи под напряжением, они вступают в реакцию электролиза, что приводит к разрушению металла в зоне контакта.

Надеемся, что вы уже поняли, нужно ли смазывать клеммы аккумулятора смазкой в ​​профилактических целях. Теперь обратимся к вопросу о том, какие составы считаются лучшими.

В чём опасность окисления

Аккумулятор является расходным материалом. Да срок службы может быть хоть 3-4 года, а некоторые могут выполнять свои функции и все 6-8 лет. Но со временем срок службы батареи заканчивается по естественным причинам.

Значительное сокращение срока годности может быть связано с несколькими факторами:

  • терминальное окисление;
  • механическое повреждение;
  • разгерметизация и утечка электролита;
  • сульфатация;
  • более высокий саморазряд.

Окисление – это сплошная патология, и в большинстве случаев этому процессу подвержены именно недорогие и необслуживаемые аккумуляторы.

Окисление проявляется в виде белесого налета, появляющегося на клеммах.

Основная угроза заключается в нарушении контакта между проводами и клеммами. Последствия для аккумулятора могут быть разными. Сильно окисленные клеммы способствуют недозаряду, возникающему при работающем генераторе. Он пытается подать питание и зарядить аккумулятор, но аккумулятор не может его полностью принять.

Еще окислившиеся контакты приводят к тому, что даже при полной зарядке некоторые потребители могут не получить питание. Обычно это проявляется в виде снижения интенсивности яркости фар, поворотников и другой оптики автомобиля.

Если вы заметили, что коленвал крутится очень тяжело или двигатель заводится не так легко, как раньше, следует заглянуть под капот и проверить наличие ржавчины на клеммах.

Читать также:  Клапана ВАЗ 2106: порядок регулировки, схемы, видео

Основные причины

Первым признаком запущенного процесса является появление ржавчины. Скорей всего и быстрее всего окисляется плюсовая клемма аккумулятора и это может быть по разным причинам.

Утечка газообразного водорода

Аккумулятор преобразует кислоту в электричество. В это время газообразный водород из батареи вытекает и попадает в атмосферу. Реагирует с другими веществами. В результате на клемме аккумулятора появляется характерный красноватый налет.

Ржавый терминал

В зависимости от того, с какой стороны он составлен, можно диагностировать различные проблемы с аккумулятором. Если он на отрицательной клемме, это признак недостаточной зарядки, а если на положительной клемме, то это из-за перегрузки.

Большинство аккумуляторов страдают от недозарядки, так что вы видите в этом минус.

Коррозия в медных зажимах

Медь является хорошим проводником и не подвержена коррозии. Однако при прохождении электрического тока через медные контакты образуется сульфат меди, что приводит к коррозии аккумулятора.

Использование пищевой соды в качестве абразива

Голубоватый налет на медных проводах поможет определить сульфат меди. Это вещество является крайне плохим проводником электричества, поэтому у вас будут проблемы с запуском автомобиля.

Перезарядка и переполнение аккумулятора

Переполнение аккумулятора водой может привести к вытеканию электролита из вентиляционных отверстий и окислению. Убедитесь, что налили нужное количество воды в батарею.

Если перезарядить аккумулятор, происходит нечто подобное: электролит заряжается от кинетической энергии и стекает на клеммы, вызывая окисление.

Почему плюсовая клемма окисляется сильнее

Многие автолюбители обращали внимание, что в большей степени окисляется именно плюсовая клемма. Чем объясняется это явление? Это характеристики электрохимического процесса, происходящего в аккумуляторе. При разрядке (запуске двигателя, например) свободные электроны начинают свое движение от отрицательного вывода батареи к положительному. На положительном электроде два электрона соединяются с четырехзарядным ионом свинца (P++++), образуя двухзарядный ион свинца (P++). Кроме того, двухзарядный положительный ион свинца, попадая в электролит, соединяется с отрицательным ионом серной кислоты (кислотный остаток SO4—). В результате этой реакции образуется сульфат свинца. Обратите внимание, что электроны прибывают точно к положительной клемме и приходят извне батареи.

А теперь самое интересное. Если в месте, где через микротрещину оканчивается плюсовой вывод, на поверхность аккумулятора выходит электролит, то где, по вашему мнению, в первую очередь произойдет электрохимическая реакция с образованием сульфата свинца? Правильно, на поверхности аккумулятора вокруг плюсовой клеммы. Сульфат свинца — это тот самый «кислотный снег», который в конечном итоге обволакивает плюсовую клемму.

Можно спросить: «Если при РАЗРЯДЕ серная кислота превращается в сульфат свинца, то при ЗАРЯДЕ должен происходить обратный процесс? Я имею в виду, что сульфат свинца нужно преобразовать в серную кислоту, верно? А раз так, то окислы на клеммах должны исчезнуть при зарядке, но этого не происходит. Почему?» Ответ прост. Когда серная кислота превращается в сульфат свинца, в качестве побочного продукта реакции выделяется вода. Выделившаяся вода необходима для обратной реакции или превращения сульфата свинца в серную кислоту. Однако обратная реакция не происходит, так как вода просто испаряется с поверхности аккумулятора, не оставляя шансов сульфату свинца превратиться обратно в серную кислоту. Вот почему «шуба.

Возможные последствия окисления

С терминальным окислением объективно может столкнуться каждый автолюбитель. Но в основном это касается тех, кто не уделяет должного внимания обслуживанию блока питания.

Износ и сокращение срока службы аккумуляторов происходят под воздействием различных факторов. Среди них:

  • сульфатация;
  • износ;
  • заводской брак;
  • нарушение герметичности кожуха;
  • воздействие низких и высоких температур;
  • механическое повреждение;
  • окисление.

Окисление позиционируется как болезнь, патологическое явление для источника энергии. Эта проблема больше характерна для недорогих аккумуляторов.

Окисление проявляется в виде беловатого налета на концевых поверхностях.

Если говорить о возможных последствиях, то окислившиеся клеммы автомобильного аккумулятора могут спровоцировать такие явления:

  • контакт между клеммами и проводниками будет нарушен;
  • батарея будет получать меньшую нагрузку от генератора;
  • аккумулятор не сможет отдавать питание потребителям;
  • работа некоторого оборудования будет прервана;
  • саморазряд ускорится;
  • аккумулятор начнет активно терять емкость;
  • вам нужно будет регулярно заряжать аккумулятор.

В конце концов, из-за окислившихся клемм вам просто придется поменять аккумулятор. Параллельно можно заменить высоковольтные кабели с соединительными клеммами.

Но важно понимать, что при своевременном обнаружении проблемы контактную группу можно восстановить. Это не так сложно.

Как диагностировать окислившиеся контакты

Если процесс зашел слишком далеко, образовавшийся слой оксидов и гидроксидов можно обнаружить визуально. Выглядит как беловатый налет с серым или голубоватым оттенком. Сложнее обнаружить небольшой слой, не видимый снаружи. Еще сложнее, если внутри разъема произошло окисление.

Такие процессы обычно приводят к сбоям в работе электрооборудования и электронных компонентов, и выявляются по гудку при глубокой диагностике системы. При проверке мультиметром такие соединения показывают нестабильный контакт, высокое сопротивление или просто обрыв. Полезно проводить профилактический осмотр соединений.

Очистка клемм

Рассмотрим разные способы обработки клемм аккумулятора, чтобы они не ржавели.

Пищевая сода — водный раствор

Если вы хотите удалить сульфат меди, скопившийся на клеммах, вам понадобится немного раствора пищевой соды и щетка. Во-первых, убедитесь, что зажигание автомобиля выключено. Снимите контакты и используйте щетку для удаления окиси.

Средство для удаления ржавчины можно применять в виде раствора

Влейте раствор пищевой соды и продолжайте удалять коррозию щеткой. Затем очистите контакты чистой водой.

Используйте консистентную смазку для колесных подшипников, чтобы предотвратить дальнейшее повреждение. Вазелин иногда работает, но не так хорошо, как смазка. Обычно на отрицательной клемме меньше коррозии, вот где в дело вступает вазелин.

Большинство безалкогольных напитков, которые мы пьем, содержат некоторое количество углекислого газа. Насыпьте немного соды на клеммы и мягкой губкой удалите остатки. Это хорошо работает при отсутствии раствора содовой воды.

Читать также:  Самые надёжные и популярные в России внедорожники на 2022 год

Очистка клемм аккумулятора от окисления

Если ваша батарея имеет чрезмерную коррозию, вам нужно будет использовать раствор пищевой соды и воды и старую зубную щетку. Начните со снятия клемм: минус должен идти первым. Смешайте раствор пищевой соды и разлейте его по чашкам. Замочите каждую клемму в растворе и оставьте еще на 20 минут.

Специальная щетка для очистки клемм

Удалите окисленные материалы с контактов. Залейте раствором соды и приготовьте новый. Снова смочите контакты, удалив корродирующие материалы. Очистите клеммы водой и дайте высохнуть или протрите влажной тканью. Вы также можете использовать наждачную бумагу для очистки. Нанесите немного смазки или вазелина и соедините контакты; начни с позитива.

Восстановление старой батареи с использованием аспирина

Это способ, когда батарея старая, но для продолжения требуется еще одна зарядка. Если у вас есть несколько таблеток аспирина, вы можете положить два в аккумулятор и получить еще один заряд.

Аспирин содержит ацетилсалициловую кислоту, которая в сочетании с серной кислотой в батарее вызывает желаемую реакцию.

Всегда ли нужно защищать клеммы от окисления

В технически исправном автомобиле с исправным аккумулятором, не имеющим трещин в корпусе, в том числе вызванных чрезмерным усилием при затяжке клемм, его окисление происходит очень медленно. Если машина припаркована в сухом и проветриваемом месте, риск плохого контакта еще больше снижается.

Однако в любом идеальном состоянии, в котором эксплуатируется автомобиль, неизбежно происходит окисление и подгорание контактов, что наиболее ярко выражено на клеммах аккумуляторной батареи, где в момент включения стартера проходят огромные токи в сотни ампер. Также в воздухе всегда присутствуют пары воды и кислород, что медленно, но верно приводит к коррозии металлов.

При наличии белесого налета, который чаще всего возникает на плюсовой клемме аккумулятора, использование защитной смазки позволяет продолжить эксплуатацию автомобиля, если замена аккумулятора невозможна. Для этого необходимо зачистить контакты, между корпусом батареи и клеммами положить войлочные прокладки, пропитанные смазкой, соединить их с проводниками, затянуть и смазать контактное соединение сверху. Минусовая клемма также нуждается в защите от износа и ржавчины из-за постоянного присутствия дорожной пыли и влаги в горячем моторном отсеке.

Использование смазки для клемм поможет продлить срок службы аккумулятора и повысить общую надежность автомобиля. Использование специальных составов для защиты клемм аккумулятора кажется разумной профилактической мерой, способной уменьшить количество неприятных сюрпризов, которые могут появиться в самый неподходящий момент.

Чем смазать клеммы от окисления

Основная цель смазки электрических соединений — предотвратить попадание грязи и кислорода в точку контакта, что помогает предотвратить их ржавчину.

Желательно, чтобы защитный слой не накапливал лишнюю грязь и как можно дольше выполнял свои защитные функции. Существует множество различных вариантов защиты клемм аккумулятора, каждый из которых имеет определенные преимущества и недостатки. Главным условием должно быть отсутствие коррозионного воздействия на контакты, изоляцию проводов и окружающих резиновых деталей, высокая температура и стойкость к кислотам.

Графитные смазки

Это составы, как правило, на основе минерального масла с добавлением графитового порошка. Они обладают хорошими гидрофобными свойствами и отличной защитой от коррозии. Обычный состав графитовой смазки выдерживает температуру от -20 до +70 градусов, но есть и более дорогие варианты для высоких температур. В связи с возможным перегревом моторного отсека в жаркую погоду лучше использовать их.

Графит хорошо проводит электричество, поэтому его проникновение в контактное соединение не так сильно ухудшает электрический контакт, как это делает смазка с диэлектрическими свойствами.

Графитовые смазки

Консистентные смазки

Этот вид смазки устойчив к высоким температурам, обладает антикоррозионными свойствами, хорошо прилипает к поверхности, но не проводит электричество. Изготавливаются на масляной основе с добавлением специальных добавок и красителей, облегчающих нанесение защитного слоя.

Это хороший выбор для защиты от ржавчины при использовании специальных защитных составов, например, от LiquiMoly, Addinol, Molykote, Gunk и других.

Жиры

Медные смазки

Эти смазки долговечны, имеют высокую вязкость, хорошо проводят электричество, выдерживают высокие температуры (от -35 до нескольких сотен градусов), прекрасно защищают от коррозии, влаги и износа.

Специальные медные смазки для электрических контактов выпускаются в виде аэрозолей, например Berner, а также медные смазки для высоконагруженных подвижных соединений. У них разные свойства, но оба варианта можно использовать для защиты контактов аккумулятора.

Медные смазки

Смазки на восковой основе

Эти смазки выдерживают температуру от -30 до +130 градусов, имеют среднюю вязкость, хорошо сцепляются с поверхностью и обеспечивают высокую герметичность электрических контактов.

Хорошим составом на восковой основе является Presto Batterie Pol Schutz, который выдерживает температуру от -30 до +130 градусов и легко наносится с помощью распылителя.

Смазки на восковой основе

Силиконовые смазки

Это отличный вариант для защиты контактных стыков с хорошей стойкостью к горячим парам и дезинфицирующим растворам. Силиконовая смазка хорошо прилипает к поверхностям, нейтральна и может работать в широком диапазоне температур от -40 до +150 градусов. Производится многими проверенными производителями, включая Shell, Fuchs, Molykote, Roco и другие.

Недостатком силиконовых смазок является необходимость периодического обновления защитного слоя.

Силиконовые смазки

Составы на масляной основе

К ним относятся такие распространенные соединения, как жир, литол, циатим 201, вазелин. Эти составы используются для защиты трущихся поверхностей от износа, они обладают высокой текучестью, которая увеличивается с повышением температуры в моторном отсеке, поэтому для защиты электрических контактов они мало пригодны. При серьезных проблемах с окислением контактов их можно использовать для защиты клемм, но лучше это делать только в зимнее время года, когда эти смазки менее текучие.

Существуют специальные рецептуры на основе минеральных масел, которые содержат специальные присадки, повышающие их термостойкость и, следовательно, подходящие для защиты клемм. Это включает:

  • Liqui Moly Kupfer Spray — смазочное масло на основе медного порошка, предназначенное для тормозных колодок. Его также можно использовать в качестве защитного покрытия для внешней поверхности контактов;
  • Liqui Moly Batterie Pol Fett — специальная защитная смазка с красным оттенком. Допустимые температуры: от -40 до +60 градусов.
  • Vmpauto MC1710 – смесь различных масел, а также силикона с голубым оттенком. Может использоваться при температуре от -10 до +80 градусов.
Читать также:  Как делают замену шаровой опоры на Рено Логан мастера в СТО: инструкции, советы, видео

Составы на масляной основе

Тефлоновые смазки

Эти смазки предназначены для образования сухой пленки на трущихся друг о друга деталях. Они не очень подходят для защиты электрических контактов из-за их высокой проникающей способности, которая может повредить электрический контакт.

Нарушать контакт на клеммах аккумулятора, где протекают очень сильные токи, не только нежелательно, но и опасно. В этом смысле использование тефлоновых смазок в контактных соединениях не рекомендуется.

Как правильно смазывать клеммы

Защитные свойства смазки обеспечиваются только при ремонтопригодных и хороших электрических контактах в защищаемых соединениях. Если его нет, смазка его не восстановит.

При нанесении смазки на клеммы следует понимать, что наносить ее между контактными поверхностями не нужно, чтобы не ухудшить проводимость. Перед подключением клемм к проводникам необходимо добиться идеальной чистоты металла на контактах, вплоть до обработки грубой тряпкой или мелкой наждачной бумагой, протереть их спиртом и только потом скручивать. После этого необходимо нанести на собранный стык защитный состав и затянуть с необходимым усилием. Если смазка густая, можно смазать контакты резиновой перчаткой, а при использовании спрея обрабатывать защищаемые поверхности баллончиком.

Нанесение токопроводящей медной смазки внутрь контактных пластин может быть оправдано при некачественности, наличии больших неровностей, уменьшающих общую площадь контакта.

Внимание! Если диэлектрическая смазка проникнет в зазор между контактами аккумулятора с проводкой автомобиля, это ухудшит проводимость контакта, а при большом токе приведет к износу, дальнейшему ухудшению проводимости, а также риску расплавления изоляции кабеля и даже возгорание из-за высокой температуры.

Распылять или мазать?

Все производители аккумуляторов, указывая на необходимость смазывания клемм, говорят о препаратах консистентного типа. Они дольше сохраняются на обработанной поверхности, создавая более надежную изоляцию по сравнению со спреями. Хотя цель у всех препаратов одна: вытеснить воду и создать защитную поверхность.

Снаружи или внутри?

В инструкциях зарубежных фирм часто встречается ошибочный перевод, когда рекомендуется смазывать клемму перед размещением конца кабеля. Фактически соединение клемма-клемма должно иметь максимальный контакт металл-металл. Поэтому применение диэлектрика внутрь ничего, кроме вреда, не принесет.

Народный рейтинг лучших средств

Среди множества продуктов, представленных на рынке, выделим самые популярные и проверенные временем защитные смазки для клемм.

HSC Plus от фирмы Molykote

Электропроводящая смазка на основе минерального масла с загустителем, содержащим металлический порошок. Работает в широком диапазоне температур. Выпускается в виде пасты и спрея.

Циатим 201

Универсальная приборная литиевая смазка, морозостойкая и тугоплавкая, экономичная.

Batterie-Pol-Fett от LIQUI MOLY

Специальная смазка для клемм аккумулятора. Кислотостойкий синтетический вазелин красного цвета. Полностью блокирует доступ влаги в зону контакта. Снижает контактное сопротивление.

Battery Pole Spray от Berner

Специализированный спрей для клемм аккумулятора. Улучшить контакт. Хорошая защита от коррозии.

MC 1710 от компании ВМПАВТО

Смазочная паста для клемм. Применяется только к одетому терминалу. Защищает от коррозии (содержит присадки), создает защитную пленку.

BATTERIE-POL-SCHUTZ от Presto

Защитный спрей. Не допускает скользящих разрядов, защищает от коррозии. Цвет синий.

Kupfer-Spray от LIQUI MOLY

Универсальный медный спрей для высокотемпературных соединений, также подходит для клемм.

Меры предосторожности

Как правило, все технические смазки в той или иной степени токсичны для организма человека. Поэтому работы по его нанесению необходимо проводить в перчатках. При попадании технических смазок на кожу немедленно промойте их теплой водой с мылом.

Важно! При нанесении защитной смазки следите за тем, чтобы она не попала на резиновые трубки, соединения и другие поверхности, не нуждающиеся в такой обработке. Это необходимо для того, чтобы избежать повреждающего действия компонентов, содержащихся в смазочных материалах, на эти материалы.

Профилактика предотвращающая «разгерметизацию»

Первый. После ослабления болта клеммного зажима не пытайтесь снять клеммный зажим, покачивая его из стороны в сторону. Например: влево-вправо или вверх-вниз

Гайку крепления хомута лучше всего открутить немного сильнее, чем обычно, затем отогнуть хомут широкой отверткой.

После этого хомут можно легко снять. Затем проделайте то же самое с плюсовой клеммой.

Второй. При замене зажима замените обычный болт с квадратной головкой на обычный болт с шестигранной головкой. Будет удобнее, если под головку нового болта подложить пару узких шайб.

Это необходимо для того, чтобы можно было свободно удерживать головку болта ключом….

При таком способе затягивания хомута клемма аккумулятора остается неподвижной. Даже в момент окончательной затяжки вся нагрузка распределяется между двумя ключами и не передается на клемму и не ослабляется. В этом весь смысл….

Теперь вы знаете две основные ошибки, которые мы совершаем, сами того не подозревая, сокращая срок службы нашей батареи:

Первая ошибка — ослабление хомутов при снятии их с клеммы аккумулятора.

Вторая ошибка — раскачивание клеммы при закручивании ключом.

Если исключить эти ошибки, то это позволит избежать разгерметизации корпуса аккумулятора в районе выхода клемм или токоотводов, как их еще называют. И предотвратит дальнейшее выделение серной кислоты на поверхность аккумулятора.

Источники

  • https://remam.ru/elektrik/luchshaya-smazka-dlya-klemm-akkumulyatora.html
  • https://remam.ru/elektrik/pochemu-okislyayutsya-klemmy-na-akkumulyatore.html
  • https://mycary.ru/how/repair/klemmy-akkumulyatora-okislilis-prichiny.html
  • https://avtoremont-lada.ru/elektrika-lada-granta/item/obsluzhivanie-klemm-akkumulyatora-kak-ne-dopustit-okisleniya.html
  • https://akbvavto.ru/maintenance/pochemu-okislyayutsya-klemmy-na-akkumulyatore.html
  • https://Zapitka.ru/pitanie/avtomobilya/chem-ochistit-kontakty-ot-okisleniya
  • https://IstochnikiPitaniy.ru/stati/smazki-dlya-klemm.html
  • https://www.zr.ru/content/articles/787960-ekspertiza-zr-zachem-smazyvat-klemmy-akkumulyatora/
  • https://autozona54.ru/statyi/interesnoe/chem-smazyvat-klemmy-akkumulyatora.php

[свернуть]