Пусковой ток аккумулятора, каким он должен быть, как определить, таблица

Содержание

Что собой представляет пусковой ток?

Что такое пусковой ток? Данный параметр характеризует особенности тока, который протекает во время пуска в автотранспортном стартере. Его величина зависит от численности электродов, входящих в состав «банок» аккумуляторной батареи.

Иными словами, пусковой ток акб – это отдаваемое за установленный временной промежуток электрическое усилие.

Ток холодной прокрутки – это величина стартовой нагрузки, которая требуется для запуска мотора зимой. Определяется этот параметр ГОСТом.

Особенности определения и расчета

Компания-производитель определяет оптимальный показатель силы тока, которым обладает автомобильный источник питания. При этом емкость аккумулятора может быть одинаковой, а пусковой ток отличаться. Разность составляет от 20 до 40%.

Сила тока зависит от типа АКБ. Сегодня автотранспорт комплектуют необслуживаемыми источниками. Ведь он выделяется продолжительным периодом использования.

Какой пусковой ток, определяет собственник автотранспорта. При определении учитываются:

  • Особенности климата.
  • Параметры мотора.
  • Мощность.

Соответствующие указания прописаны в руководстве по использованию, которое прилагается к машине.

Пусковой ток аккумулятора автомобиля прописан в таблицах. Здесь приведены зависимости емкости и объема мотора. Данные параметры могут варьироваться в зависимости от того, что входит в электролитический состав. Влияет и то, какая методика изготовления использована.

  • Классическая технология. Пусковая сила тока больше емкости номинальной в 3–5 раз.
  • AGM-технология. Они применяются с увеличенным пусковым током.

Для различных источников питания, которые выпускаются отечественными, европейскими и американскими компаниями, применяются соответствующие стандарты. Установленные параметры нередко отличаются от реальных на 1–5%.

От чего зависит пусковой ток

Водители нередко ошибочно считают, что на пусковой ток может влиять ёмкость АКБ. На самом деле среди основных нюансов:

  • Увеличенное количество пластин. При одинаковом размере батареи, лучшее значение ПТ будет у модели, где больше пластин;
  • Использование очищенного свинца. Если этот металл входит в состав аккумулятора, пусковой показатель будет лучше. Это касается даже классических кислотных батарей;
  • Повышенная пористость плюсовых пластинок. Если больше пор, значит больше заряда будет накоплено;
  • Герметичность корпуса. Отсутствие технологических отверстий, допускающих испарение электролита, негативно влияет срок службы аккумулятора, потребительские характеристики. Если корпус АКБ не герметичный, при несвоевременном долитии электролита будут оголяться и окисляться пластины;
  • Объём электролита.

Отдельно стоит выделить использование новых технологий при производстве аккумуляторов. Гелевые или AGM-аккумуляторы (используется абсорбируемый, а не жидкий электролит) обладают повышенным пусковым током, по сравнению с классическими кислотными. Такие модели устанавливаются в сверхмощных автомобилях, машинах, где установлено дополнительное оборудование, требующее повышенного энергопотребления, начального пускового тока. Показатель в таких батареях достигает тысяч ампер, что в четыре раза превышает традиционные кислотные аналоги.

Как правило, для стандартного автомобиля покупать автомобильный аккумулятор более, чем на 500 ампер нет смысла – такой АКБ будет дороже, но владелец не получит дополнительных преимуществ.

Что происходит в момент пуска мотора

Для более наглядного представления о происходящем с АКБ изучим снятую с контактов стартёра осциллограмму.

Осциллограмма пуска двигателя

На схеме показывается старт мотора 1.5 л. на бензине при использовании АКБ ёмкостью 60 Ач с пусковым током в 500 А. Время пуска равняется 1.2 сек., что отмечается шкалой внизу графика, за этот период скорость коленвала возросла до 200 об/ мин.

Красным на рисунке показывается изменение силы тока (левая шкала). Синим обозначен график напряжения (правая шкала).

Можно легко увидеть, что уже через несколько долей секунды пуска автомобиля потребление мгновенно возросло до 350 А, в то же время напряжение просело до 8.5 В. Но всего лишь через 0,1 секунды объём сократился более чем дважды и стал равным 125 А, а напряжение стало превышать 10 Вольт.

Остальное время (чуть больше 1 сек.) стартер автомобиля использовал порядка 75 А, со скачками при зажигании в каждом из цилиндров. Вольтаж равномерно увеличивался до 12 В к концу пуска, и далее возрос до 14 Вольт — начался процесс заряжения генератора.

Теперь ясно, что любой старт мотора будет для батареи некоторым тестом на прочность.

Важно!Если генератор не обладает запасом (ток холодного пуска + требуемая энергия для старта), то при запуске двигателя напряжение снизится до 7-8 В. И может нарушиться процесс образования искр или ЭБУ перезагрузится, из-за чего запуск не осуществится.

За счёт того, что время, требуемое для старта мотора довольно короткое (примерно 30 сек.), усреднённых индикаторов аккумулятора хватит, чтобы авто запустился с 1 раза.

Читать также:  Распиновка розетки фаркопа прицепа на 7, 13 и 15 пин

Какие показатели считаются оптимальными

Показатель напряжения корректно работающей батареи практически неизменен, и равен 12 Вольт. И чем значительнее сила тока, тем выше мощность, которую в состоянии достичь двигатель стартера. Но не нужно гнаться за рекордами. Давайте определим, какой ПТ можно назвать оптимальным.

Пусковой ток — это тот максимум силы тока, который в состоянии отдать аккумулятор, причем, именно в минимальный временной интервал.

Так вот: для запуска двигателя легковой машины среднего класса требуется от 250 до 270 Ампер. Это и есть оптимальное значение ПТ.

Одного, универсального показателя тока не существует. Ведь он зависит от нескольких факторов: в каком климате идет эксплуатация, какова мощность автомобиля, какой тип двигателя.

На юге России ПТ не имеет такого значения, поскольку в условиях повышенных температур масло находится в нужном, жидком состоянии. Прямо противоположна ситуация в северных регионах, где из-за холода вязкость масла возрастает в разы, и требуются повышенные усилия для запуска. А следовательно, и больший пусковой ток.

Считается, что при температуре +5 (плюс-минус несколько градусов) ПТ может не превышать 230 Ампер, и даже быть на 10% меньше!

Если же автомобиль нужно завести при минусовой температуре порядка 15 градусов, потребуется уже 270-300 Ампер.

Оптимальные значения пускового тока — по оценкам экспертов

С учетом того, что бензиновые двигатели потребляют меньше, чем дизельные, в которых выше степень сжатия, можно вывести такую закономерность:

Среднее значение для бензиновых — 260 Ампер.

Среднее число для дизельных — порядка 290 Ампер.

Вот почему можно уверенно говорить о том, что цифра в 300 Ампер будет оптимальной для легкового автомобиля! Данных показателей вполне достаточно.

Если говорить о грузовом транспорте, то средние значения вывести сложнее: грузовые машины имеет большой разброс по мощности. Можно назвать цифру порядка 600-800 Ампер.

На что влияет пусковой ток

Пусковой ток напрямую влияет на пусковую мощность – параметр, критически важный для стран со сниженными среднегодовыми температурами, сверххолодными зимами. По мощности пускового тока можно узнать, способна ли батарея справиться с запуском двигателя в холод

Чтобы проверить возможности АКБ, при испытаниях используется нагрузка, схожая с работой стартера.

Во время испытания используется специальная нагрузка, схожая по своим характеристикам со стартером. Разряд подаётся, пока напряжение не снизится до 6 вольт. В техническом паспорте изделия указывается интервал, при котором проводились и снимались показания.

Время стартерного разряда позволяет судить о ёмкости и текущем состоянии. Чем больше номинальная ёмкость, тем больше попыток потребуется для запуска двигателя.

Что будет, если установить АКБ с большим пусковым током

Если на автомобиль установить аккумуляторную батарею с большим пусковым током, чем предусмотрел производитель автомобиля – это положительно скажется на общем сроке эксплуатации. Во время запуска на батарею будет ниже нагрузка, она не будет перегреваться. Ввиду того, что с понижением температуры реальная ёмкость АКБ уменьшиться, есть смысл ставить батарею с большим пусковым током на зиму, в регионах с потенциальными заморозками.

Сложности с установкой более мощной батареи возникают только по причине недостаточного места под капотом, стоимости АКБ.

Что будет если установить АКБ с меньшим пусковым током

Если установить аккумулятор с меньшим пусковым током, это повлияет на нормальную работу стартера. Частота вращения ротора будет снижена, соответственно коленвал не сможет вращаться достаточно быстро. В итоге двигатель может не запуститься. Если пусковая мощность будет существенно ниже, чем заложил производитель авто, из строя могут выйти щётки, коллектор стартера.

Как проверить пусковой ток аккумулятора

Рассмотрим теперь как проверить стартовое усилие. На сегодняшний день известно два простых метода. С помощью которых можно получить представление о пусковой мощности. Рассмотрим каждый метод подробнее.

Использование нагрузочной вилки

В состав нагрузочной вилки входят спирали, с помощью которых формируется нагрузочное сопротивление, и вольтметр. При подключении к выводам источника питания должна соблюдаться полярность. Горячую батарею не подсоединяют. Длительность подачи нагрузки – 5–6 секунд.

Снимаются показания на 5-6 секунде. Если напряжение составляет 9–10В, то аккумуляторная батарея считается эксплуатируемой. Она выдерживает подаваемую нагрузку.

Замеры при помощи нагрузочной вилки выполняют с установленной периодичностью. Это снизит вероятность разрушения АКБ.

Применение штатного электрического оборудования

Для дизеля и бензинового автотранспорта нередко используется данная методика. Ведь не все автолюбители располагают специальным оборудованием для тестирования.

Для тестирования подойдет та нагрузка, которая отбирает 40–50% имеющейся емкости. Автовладельцы применяют лампы ближнего света, которым требуется установленный процент емкости. Если после 5–6 минут подключения яркость освещения не меняется, то источник питания может эксплуатироваться и в дальнейшем.

Этот метод хороший, но с его помощью устанавливается только приблизительное значение. Точные величины рассчитываются с помощью нагрузочной вилки.

Автомобильные мастера используют разные технологии, поэтому более точно устанавливают, какую стартовую нагрузку выдает батарея.

Испытание устройства

После производства аккумулятора и выхода его с конвейера его нужно испытать и определить стартерные показатели. Проверить их в заводских условиях достаточно сложно. Сначала их помещают на несколько часов в минусовые температуры, а потом пробуют заводить двигатель.

Читать также:  Лучшие летние шины для кроссоверов

Как правило, подобные испытания проводятся при 18 градусах Цельсия ниже нуля и длятся 30 секунд. В том случае, когда аккумулятор выдержал такую нагрузку, его можно запускать в серийное производство. В противном случае проводят повторные испытания уже усовершенствованной батареи с новыми показателями наполнения и конструкции.

Замеры производят несколько раз через определённые интервалы. Они показывают максимальное значение стартерного тока. Его и указывают на самом аккумуляторе. При этом проводят испытания далеко не всех экземпляров в партии, поэтому бывают случаи появления дефектов.

Стоит отметить, что в советские времена было понятие сухого заряда. То есть покупали аккумулятор без электролита. Потом такое вещество приобреталось отдельно в нужной плотности, самостоятельно заливалось, а аккумулятор заряжался на протяжении суток.

Можно ли ставить аккумулятор с большим током

Очевидно, что АКБ с большим заявленным стартерным током легко может выдать меньший рабочий ток (но не наоборот). Излишек этого параметра создает определенный запас прочности, а также уверенность, что источник питания не подведет в любые морозы. С другой стороны, за все надо платить. В том числе, в буквальном смысле – батареи большей мощности стоят дороже. Также надо учитывать, что с одной стороны жесткой зависимости емкости от токоотдачи нет, но в рамках каждой технологии общая тенденция все же просматривается. В среднем, чем больше мощность при одних и тех же габаритах, тем меньше емкость. Поэтому надо осознавать, по какому параметру необходим запас – по емкости или по токоотдаче.

 

Кратко резюмируя – стартерный ток определяет надежность пуска двигателя. Но также важен подбор смазочного масла в соответствии с климатическими температурами, а также состояние электрической системы автомобиля. Если за этим не следить, в зимнее время может не спасти даже самая мощная батарея.

Допустимо ли покупать автоаккумулятор с малым значением пускового тока

А вот здесь ситуация прямо противоположная. Очень многие автовладельцы при покупке новой батареи обращают внимание на ёмкость, выбирая из подходящих пусковых устройств самые дешёвые. Как правило, они пребывают в уверенности, что низкая цена обусловлена исключительно качеством и это плата за менее известный бренд. В этом кроется только часть правды – если присмотреться, то можно заметить вполне прослеживаемую закономерность: чем выше значение пускового тока, тем больше цена.

Так что дешёвое изделие наверняка будет характеризоваться небольшим значением ПТ, и если оно окажется меньше требуемого, стартер при пуске двигателя будет вращаться с меньшей скоростью. В итоге, не набрав необходимое количество оборотов, мотор не запустится.

Отметим, что показатель пускового тока, равно как и ёмкости батареи, всегда указывается на лицевой стороне и в большинстве случаев – рядом. Проблема в том, что АКБ с низким значением пускового тока летом будет справляться со своими задачами, требуя большего времени вращения стартера, что отрицательно скажется на его долговечности. Но как только грянут морозы, вы сразу почувствуете, какой промах совершили, попытавшись сэкономить.

Зависимость величины пускового тока от мощности автомобиля

Можно ли брать АКБ с большим пусковым током

Вопреки расхожему мнению, что установка более мощного аккумулятора приведёт к выходу из строя автомобильной электроники, в том числе стартера, следует напомнить школьный курс физики, в котором объясняются основные закономерности потребления электричества. Вне зависимости от мощности АКБ, приборы потребят только необходимое количество электроэнергии, а выйти из строя стартер может только в том случае, если лимит на однократный запуск этого элемента электрической системы автомобиля будет значительно превышен.

Сложности с установкой более мощной батареи могут возникнуть только по причине недостаточного места в подкапотном пространстве. Чем больше мощность АКБ, тем большие её габариты. Особенно сильно увеличивается длина изделия при возрастании ёмкости и мощности, поэтому установить на штатное место изделие, которое значительно превосходить стандартную батарею по мощности для данной модели машины, можно только после внесения изменений в конструкцию установочного места АКБ.

Правила подбора АКБ по пусковому току

Часть автомобилистов, отправляясь в магазин за новой батареей, просто переписывает характеристики старой. Опасность такого способа заключается в том, что предыдущая АКБ не обязательно соответствовала вашему авто.

От чего зависит пусковой ток приобретаемого автоаккумулятора:

  • объём силового агрегата, зависимость – прямо пропорциональная: чем больше литраж, тем больший пусковой ток;
  • тип силового агрегата: дизельные моторы запускаются труднее, поэтому для них подбирают устройство с большим значением ПТ, чем для бензинового с таким же литражом;
  • для карбюраторных систем пуска можно брать батарею с меньшим значением пускового тока, поскольку в данном случае её энергия будет тратиться только на прокрутку стартера, а в инжекторных моделях – ещё и на работу электроники;
  • температура наружного воздуха. Параметр сезонный, но важный: чем ниже температура, тем больший ток требуется для успешного пуска двигателя из-за загустевания моторного масла, для прогона которого по магистрали требуется больше усилий;
  • тип/модель стартера. Моделям последних поколений требуется меньше тока, чтобы вращать коленвал. Что обусловлено совершенствованием их конструкции и использованием более эффективных материалов (новые сплавы позволяют сделать обмотку тоньше, а сам стартер – компактнее и мощнее).
Читать также:  Адаптация АКПП: что такое, сброс и калибровка коробки автомат

Виды стартеров автомобиля

Поскольку некоторые из перечисленных факторов непредсказуемы (например, температурный), то подбирать автоаккумулятор следует с некоторым запасом по пусковому току.

У каких генераторов выше пусковой ток

Приведём таблицу оптимальных индикаторов. Если одна батарея произведена из пластинок, исполненных с помощью литья, а вторая – штампования, то пусковой ток у АКБ (при ёмкости 55 А/ч) последней превысит аналогичный показатель у АКБ 60 А/ч, сделанной по первому методу. Отличие заключено в толщине пластинок.

Оптимальные характеристики

Какой пусковой ток нужен для различных автомобилей

Многие задаются вопросом, а какой пусковой ток должен быть у аккумулятора для той или иной модели автомобиля? Думаю, не стоит объяснять, что для запуска двигателя малолитражки или дизельного внедорожника нужна совершенно разная сила пускового тока.

Пусковой ток аккумулятора для дизеля является, пожалуй, главным параметром при выборе батареи. Дело в том, что степень сжатия у дизельных моторов значительно выше, чем у бензиновых, и может достигать 20 атмосфер. Следовательно, и на запуск такого движка нужно куда больше энергии.

Минимальными показателями стартового тока для дизелей является 300 Ампер. Для бензиновых двигателей – 250. Но это минимально возможные значения, что называется, впритык. Поэтому лучше купить АКБ «с запасом». И на возможные вопросы: «а какой пусковой ток у аккумулятора лучше?», «а не сгорит ли мой стартер от большего тока?» – спешим ответить: «чем больше, тем лучше» и «нет, не сгорит!»

Естественно, автомобиль «с нуля» комплектуется подходящим аккумулятором. И при его замене вы можете выбрать модель с такими же характеристиками.

Тем не менее, предлагаем вашему вниманию таблицу, с помощью которой вы сможете подобрать подходящий вашему автомобилю пусковой ток аккумулятора.

Поскольку стартовый ток напрямую связан с ёмкостью аккумулятора (обычно он превышает её в 3–3,5 раза), в таблице мы используем именно этот параметр. Тем более что в отличие от значения силы пускового тока, ёмкость указывается на любой батарее на самом видном месте. В таблице показаны минимальный и максимальный объём двигателя, к которому подойдут аккумуляторы определённой ёмкости. Естественно, не стоит выбирать ёмкость АКБ по «верхнему пределу» двигателя. Как мы уже писали, лучше взять «с запасом».

Таблица оптимальных показателей пускового тока автомобильных аккумуляторов

В интернете при желании можно найти универсальную таблицу, в которой отражены основные характеристики аккумуляторных батарей, включая количество пусков мотора. Поскольку нас интересует именно последний параметр, приведём соответствующие значения для нескольких наиболее распространённых стандартов:

EN 60095 – 01, ГОСТ 0599 – 2002 DIN 043559, ГОСТ 0599 – 91 SAE J537
280 170 300
330 220 350
360 255 400
420 255 450
480 280 500
520 310 550
540 335 600
600 365 650
640 395 700
680 420 750

 

Для справки:

  • EN (Europa Norm) – европейский стандарт, при расчёте которого аккумулятор разражается до 7,5 А на протяжении 10 секунд при температуре окружающей среды -18°С;
  • DIN – стандарт, принятый в Германии (Deutsche Industrie Norm), предусматривает разряд батареи до 9 В на протяжении 30 секунд при такой же температуре;
  • стандарт SAE принят в США, предполагает разряд аккумулятора до 7,32 В на протяжении 30 секунд при температуре -18°С.

Таблица зависимости объёма мотора от ёмкости АКБ:

Объём мотора, л. Ёмкость батареи, А/ч
1,0-1,6 55
1,3-2,0 60
1,4-2,4 66
1,6-3,3 77
2,0-4,5 90
4,0-11,9 140
7,5-12,0 190
8,0-17,0 200

Заблуждения

Можно ли испортить электрическое оборудование авто, если установить генератор с большей сила тока

Нет, стартер заберёт только необходимое ему количество. Выгореть генератор может по причине того, что прокладка между сиденьем и рулём долгое время не выводит ключ из режима запускания мотора, и в итоге стартёр вскоре сгорит.

У герметичного генератора выше пусковой ток

Дело не том, каким образом выкипает вода, а в толщине и большем числе пластинок из кальция.

Ток пуска можно проверять нагрузочной вилкой

Нет. Вилкой проверяют стандартное напряжение стартера под нагрузкой.

Величина тока холодного старта очень значима для успешного запускания мотора автомобиля. И чем морознее район, тем выше требуется значение. Покупая генератор для авто, необходимо рассматривать не исключительно данную характеристику. Крайне важны условия, в которых осуществляется эксплуатирование авто. Если это очень тёплые районы, надо смотреть на промежуток рабочей температур и саморазряд генератора. Но если автотранспортное средство эксплуатируется в мороз, нужно выбрать батарею с повышенным показателем.

Источники

  • https://akbzona.ru/stati/puskovoj-tok-akkumulyatora-avtomobilya-tablitsa
  • https://probatareiki.ru/akkumulyatory/puskovoj-tok-akkumulyatora-avtomobilya-chto-eto-takoe
  • https://BatteryZone.ru/accumulator/puskovoj-tok-akkumuljatora
  • https://www.1ak-m.ru/art/puskovojj-tok-akkumuljatora
  • http://pro-tachku.ru/pro-avtoservis/puskovoj-tok-akkumulyatora-avtomobilya.html
  • https://ProAkkym.ru/avto/puskovoj-tok-akkumuljatora-avtomobilja
  • https://Zapitka.ru/pitanie/avtomobilya/na-chto-vliyaet-puskovoy-tok-akkumulyatora
  • https://DriverTip.ru/osnovy/chto-takoe-puskovoj-tok-akkumulyatora-avtomobilya.html
  • https://IstochnikiPitaniy.ru/stati/puskovoj-tok.html
  • https://carbatt.ru/tok-holodnoy-prokrutki-avtomobilnogo-akkumulyatora-chto-eto

[свернуть]